По адресу Литейный, 62 стоит полуразрушенный дом с богатой историей, начавшейся еще в далеком 1822 году. Бывший особняк светлейшего князя Петра Васильевича Лопухина, чья дочь, Анна Петровна, была фавориткой Павла I, в 1856-1858 гг. перестроили для Эммануила Дмитриевича Нарышкина — возможного бастарда Александра I.
Потом в нем поселили обер-прокуроров, и так он стал Обер-прокурорским домом. В Первую мировую — лазарет на 400 коек под покровительством Святейшего Синода, после революции — школа машинистов, помещение клуба «Красный железнодорожник», Дом техники им. Сталина и Центральный музей Октябрьской железной дороги.
Все это изрядно износило здание: богатая, изобильная отделка оказалась почти утерянной, и сохранилась лишь малая часть былой роскоши. Сегодня почти царское величие дома восстанавливает Группа СУ-155, чтобы разместить в нем отель на сотню номеров, ресторан и картинную галерею. Мне повезло: меня владельцы пригласили, чтобы отсканировать особняк и сделать облако точек. Рассказываю, в каком состоянии был дом после стольких лет забвения, как его реконструируют и зачем тут 3D-технологии.
Состояние дома ужасающее. Когда я пришел сканировать, была полная разруха, как окунуться в 95-ый: горы мусора, часть корпуса обвалилась, состояние части фасада аварийное. Лепнина сохранилась в галерее, в некоторых помещениях — старинный паркет, а в бальной зале — красивая мозаика на полу. Понятно, что нужны огромные денежные вложения, чтобы все восстановить — поэтому здорово, что особняк превратится в отель.
Вообще дом сконструирован довольно интересно, как головоломка: на улицу выходит всего 12 окон, и он кажется малюткой. На самом деле в глубину уходит аж два двора, и оказывается, что помещений там на несколько десятков тысяч метров. При том, что объема сначала не ощущаешь. Интересно, что особняк достраивали, и постройки получились на разном уровне: сначала строился один корпус, потом достраивался другой. В результате — разница в этажности, разница в перекрытиях, полное отсутствие симметрии. Один этаж второй, другой — второй с половиной этаж, и так далее.
Конечно, сканировать такую головоломку куда интереснее, чем обычные квартиры. Хоть и сложнее. Например, для архитектурных элементов, всякого лепного декора, нужны особые высокоточные сканеры с погрешностью 1 мм. Те, что используются обычно, не подойдут. Но это мелочи. Ради качественной картинки пришлось ставить сканер на грузовик, лазить по крыше и перекрытиям, где на меня напали кровожадные голуби (еле отбился!). Квест для инженера (кто еще думал, что это спокойная работа для ботаника в очках?...). Параллельно шел демонтаж перекрытий, но моя работа была в приоритете: некоторые фасадные стены внутри двора уже отваливались, и нужно было отсканировать эти участки как можно скорее.
Через пять дней получилось облако точек, из которого я сформировал проектную подоснову. Теперь формирую общие ведомости всех элементов: здание историческое, и я хочу сделать цифровые двойники архитектурных и интерьерных элементов, чтобы использовать их для реставрации. Зачем?Чтобы не делать физические слепки лепнины, а воссоздавать исконные элементы декора исходя из цифровых данных.
P.S. Из интересного. Пока сканировал, нашел пустой участок метр на метр. Не мог понять, и только потом, когда нашел маленькое окошко, додумался: это была маленькая печь! Огромный дымоход объединяет несколько печей и выходит на крышу. Эдакие первые шаги по централизованному отоплению. При этом уже есть обычные трубы отопления — наследие СССР.