С творчеством Ильи Петровича я познакомился, прочитав Breakfast зимой в пять утра. Маленькая автобиографическая повесть о поездке автора в США, своего рода литературный блоггинг. Понравилась. Хорошая была книжка. Перевернув последнюю страницу, я понял, что Штемлера надо читать.
Штемлер создал цикл романов, в которых с документальной точностью изобразил сферы советской действительности: "Таксопарк", "Архив", "Поезд" и "Универмаг". "Таксопарк" экранизировали в 1986 году.
Читать эти книги в электроне невозможно — теряется что-то существенное, возможно самое главное — аутентичность.
Бумажная книга — свидетель тех времен и живой их след. Только она способна подхватить читателя и окунуть в достоверный, живой, жутко интересный и местами до сих пор узнаваемый мир совдепии, воссозданный наблюдательным и умным автором.
На днях я отправился в городскую библиотеку, чтобы подобрать книжку для ребенка ("Пятеро в звездолете", если кому интересно). Записался, стою посреди пустого зала со стеллажами и вдруг... взгляд мой упёрся в это:
Вот оно! Само меня нашло! Взял. Без раздумий. Вместе с "Архивом", о котором тоже что-нибудь напишу по прочтении.
"Пятеро в звездолете" нашлись в другой библиотеке.
Я погрузился в "Поезд" примерно на неделю, и он "увез" меня в безвозвратные восьмидесятые . Сейчас, когда пишутся эти строки, книга лежит рядом свежепрочитанная, познанная. И герои стоят где-то здесь, за плечами, будто живые, старательно нарисованные моим и автора воображением. Удивительное чувство. Вы не получите его в кинозале, оно глубже и мягче, более внутреннее что ли...
Книга, кстати, хорошо иллюстрирована, и художник, в отличие от фотографа, в описании указан:
Когда я вижу эти иллюстрации, больше всего печалюсь от того, что скоро спишут книгу, и никто... никто их не увидит, да и роман прочтут единицы. Может быть в этой библиотеке вообще никто не прочтет, а на всю страну наберется жалкая сотня - другая читателей. Между прочим, тираж был по современным меркам огромный — двести тысяч.
Роман создавался в 1982—1984 годах, в Ленинграде. Основной сюжет складывается в то же или ближайшее время, параллельный предшествующий сюжет — в годы Великой Отечественной.
Да, вы угадали: обе сюжетных линии "Поезда" связаны с советской железной дорогой. Мастер слова и отличный аналитик, Штемлер сумел сочетать журналистику, социальную драму и классическую прозу. Он воссоздал производственный быт железнодорожников, занимающих должности различных уровней — от поездного электрика до министра путей сообщения. Перенес нас в тайгу начала сороковых годов двадцатого века и протащил вслед за умирающими от голода и мороза изыскателями, которые прокладывали маршрут будущей железной дороги. Он показал нам своих современников проводников, начальника поезда, пассажиров, жизнь вокруг и внутри каждого героя.
Я попал в такое замечательное 4к и 3d кино, которого никогда не снимут наши киноделы... Но если продолжать, то появятся спойлеры, а делать этого нельзя категорически, потому что книги надо читать. Идите в библиотеку, спрашивайте Штемлера и перелистывайте страницы. Пальцами. Как делал это я, только что.
Уважаемые читатели! Жду от вас обратную связь. Мне нужно точно знать, интересно ли это вообще кому-то, или я один такой ненормальный.