Не было детских книг, лучше воспитывающих патриотизм, чем «Р.В.С.», «Военная тайна», «Школа». Что говорить о «Тимуре и его команде», породившей целое движение школьников!
Но лихие 90-е внесли свои коррективы не только в политический строй страны, в культуру и литературу, но даже и в биографию самого писателя. Стало модным очернять всё то, что было дорого советскому человеку. Пусть и бездоказательно — главное побольше грязи.
Попал в этот чёрный список и Аркадий Гайдар. Ему припомнили его лихую молодость, правда, досочиняли намного больше. В 14 лет, приписав себе два лишних года, юноша оказался в Красной армии, а вскоре уже командовал полком. В Гражданскую сражался в Сибири с бандитами и, конечно, убивал их. Это-то ему в вину и вменили. Только количество жертв «хладнокровного убийцы» Гайдара возрастало в геометрической прогрессии от одной газетной статьи к другой.
Каких только злодеяний ему ни приписывали. Сотнями он расстреливал людей, в том числе простое население, топил в реке, рубил головы... А потом в мешках отдавал их родственникам. А на телах погибших будущий писатель со своими сослуживцами устраивал пиры. Только вот всё это документально ничем не подтверждается.
Биограф Гайдара Б.Н. Камов нашёл подтверждения лишь тому, что по распоряжению командира расстреляли восьмерых, сотрудничавших с бандой, за которой гонялся Аркадий Голиков. Относительно этого случая было проведено расследование, подтвердившее законность действий Гайдара.
Тем не менее из партии он был исключён, из войск демобилизован и отправлен на лечение, так как вследствие травмы у него стал развиваться травматический невроз. Находясь в больнице, Голиков начинает писать.
Он успел не много, но каждый советский школьник знал его произведения, потому что они были включены в школьную программу, воспитывался на примере Тимура и его друзей. Коллеги Гайдара отмечали, что он был человеком благородным, обладавшим высокими нравственными качествами, честным.
Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Петрович попросился на фронт, но его не пустили. Тогда он отправился на передовую, в Киев, военным корреспондентом от газеты «Комсомольская правда». Он успел прислать в Москву несколько очерков, а потом город был окружён немцами. У Гайдара была возможность улететь последним самолётом с остальными журналистами, но он остался в Киеве.
Долгое время о нём не было ничего известно. Но потом появились свидетельства о том, что Аркадий Гайдар воевал пулемётчиком в партизанском отряде Ивана Прудникова, который действовал в окрестностях Умани. Как повествует биограф писателя Борис Камов, однажды Гайдар вынес с поля боя контуженного командира, а в другой раз вместе с Прудниковым помог выбраться из окружения большому числу наших бойцов.
По свидетельствам очевидцев Гайдар погиб 26 октября 1941 года. В этот день он с четырьмя другими партизанами отправился то ли за водой, то ли на поиск продуктов. Писатель первым увидел засаду фашистов и успел крикнуть: «Ребята, немцы!» — после чего упал, сражённый пулей. Его товарищи успели скрыться. Таким образом Гайдар их спас.
Уже после войны сослуживцы из партизанского отряда просили присвоить писателю звание Героя Советского Союза, но всё, чем его наградили — орден Отечественной войны 1-й степени. Посмертно.
Был ли Гайдар хорошим? Или он был плохим? Это только в его книгах всё очевидно. Он сам был человеком своего времени, которое требовало крови. И на его руках она есть. Однако писатель раскаивался в ошибках молодости, плохо спал из-за того, что во сне к нему приходили убитые им люди. Он мучился этим и, скорее всего, не мог себе этого простить. Но при этом он был очень талантливым писателем, и, если отбросить идеологическую шелуху, вечными ценностями останутся «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Голубая чашка» и «Горячий камень».