Дикий пляж, таинственное исчезновение ключей, тщетные поиски, жара, голод и коварство одноклассника. Время действия - 1975 год, место - центр Москвы. Рассказывает Мария ОРЛОВА.
Мы жили в Южинском переулке, который сейчас Большой Палашевский. Лет с 8 я стала гулять одна. Сотовых телефонов тогда не было, и гулять следовало в пределах видимости из окна. Постепенно границы свободы расширялись: уже можно было на Патриаршие пруды (тогда Пионерские), к памятнику дедушке Крылову и его персонажам, героям его басен. Чуть позднее мы уже бегали в Кинотеатр Повторного фильма на улицу Герцена (Большая Никитская) и к театру на Малой Бронной. Бульвары — Тверской, Суворовский (Никитский), Страстной - это уже само собой.
Одноклассники жили в основном на пространстве от метро «Краснопресненская» до Лебяжьего переулка. Вася Ванный жил прямо в моем подъезде. А лучшая подруга Лариса (та самая, которую я познакомила с будущим мужем по телефону) - в Лебяжьем переулке, примостившемся между Волхонкой и Москвой-рекой, справа от Большого Каменного моста. В Большом Гнездниковском, в знаменитом доме Нирнзее жила еще одна одноклассница, Соня. Летом всех тянуло к воде.
Ходили на Кропоткинскую, к знаменитому бассейну «Москва», где на травке под деревьями можно было прекрасно поваляться на солнышке, и бассейн рядом. Но чаще мы отправлялись в Краснопресненский сквер, в конец его, к Москве-реке, там, где сейчас центр Международной торговли. Там в те годы, на диком пляже, можно было спокойно купаться и загорать. Но ходили мы туда тайком — это было запрещено. Хочу добавить, что у нас, как у большинства детей работающих родителей, на шее, на веревочке, болтались ключи от дома. Аккуратно снять их на время плаванья и не потерять было особо важным моментом.
В тот день лета 1975 года мы вчетвером ушли на Пресню, в запретное место. Девочки были в платьях, карманы имелись только у меня и у Васи. В них мы, по мудрому совету Сони, и положили перед купаньем все ключи. Вспомнили о них уже перед нашим домом, да и то потому, что Васю осенило - надо купить хлеба! Полез в карман, а там ни мелочи на хлеба, ни ключей! Ужас. Шок усилился, когда в карман полезла я: там тоже было пусто! Мы потеряли все ключи одновременно! Мы прошли весь обратный путь, тщетно смотрели под ноги — ничего!
Решили потянуть время, авось как-нибудь обойдётся. Хотелось есть, пить, на улице стояла жара. Решили зайти к Соне, в дом Нирнзее. Мама у нее допоздна работала, но в их коммуналке всегда кто-то был дома, а комнаты они не запирали. Так что нам открыла соседка. Мы вошли, попили приготовленный Анной Львовной, матерью Сони, квас. Соня сделала нам бутерброды...Жизнь налаживалась! Трапезу прервал стук соседки в дверь - Соню позвали к телефону. К нашему удивлению, звонила моя мама, которая рассказала такую историю. К нам домой, где в тот момент находилась бабушка Таня, пришел наш одноклассник Гена и принес ключи - все четыре! Что-то бормотал, что нашел их в траве у реки, но на самом деле, как потом выяснилось, решил таким образом пошутить. Шутка получилась неудачной.
Бабушка бушевала, что я отбилась от рук и меня надо сдать в пионерлагерь, но в целом все обошлось. А Генка свое получил. Нет, мы его не били. Были и другие методы.
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru