Найти в Дзене
Kinoadmin

Маяк – почему не нужно смотреть?

В четверг, 16 января, вышел очень нестандартный фильм Маяк режиссёра Роберта Эггерса. Попробуем разобраться о чём этот фильм, стоит ли его смотреть, а если стоит, то кому?

Маяк
Маяк

Робер Эггерс – 36-летний американский кинорежиссёр и сценарист, неизвестный широкому зрителю. Маяк – его вторая работа, первой была Ведьма – успешные ужасы, собравшие в суммарном прокате сумму, превышающую затраты на создание больше чем в 10 раз.

Маяк уже довольно давно был представлен на Каннском фестивале, 19 мая 2019 года. В рамках программы «Двухнедельник режиссёров» фильм получил награду Международной федерации кинопрессы. В 2020 году его выдвинули на Оскар в номинации Лучшая работа оператора.

Стиль фильма – это смесь, смесь ужасов, драмы, фэнтези. Кино сразу скажу «не для всех». Это тот фильм, который смотреть не нужно. Он гнетущ, «вываливает» на вас своё содержимое во всех чёрно-белых красках. Да! Фильм хоть и чёрно-белый, снятый в формате кадра 4:3, но в голове от него остаются «сочные» картинки. Долгие временные кадры, медленное повествование, крупные планы придают напряжённость сюжету. Оператор правда творит чудеса. Особенно мощно выглядит морской шторм, кажется что ты «погружаешься» в эту бездну.

Очень тяжело смотреть бытовые сцены. Режиссёр показывает, как герои живут на Маяке – едят, ходят в туалет, самоудовлетворяются. С одной стороны понятно, что это вносит больше негатива в картину, придаёт ей «запах». Но непонятно, зачем всё показывать так «открыто», возможно было бы сделать эти сцены мягче – но запомнились бы они тогда? Думаю, что нет. Это чисто мужское кино – посидеть, подумать, поставить себя на место героев.

Сцена в маяке
Сцена в маяке

Фильм резко начинается и также резко заканчивается, в центре сюжета – длинное повествование – показан длительный период времени, герои считают недели от сцены к сцене. В это время происходит деградация юного помощника до уровня старого смотрителя. Кино двух актёров – сможет ли выстоять один против другого. Играют Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон шедеврально. Чувствуется каждая эмоция, каждое страдание. Вот уж не ожидал от «звезды» Сумерек такой драмы. Актёр прилично вырос и нисколько не проигрывает в сравнении с Дефо.

Русалка
Русалка

В чём же смысл фильма? Да его просто нет! Вообще нет! И это злит больше всего! Это повествование, не сюжет - деградация героев, их внутренние конфликты, переходящие во внешнее противостояние, заканчивающиеся трагедией. Был ли у них выбор? Изменилось ли что-нибудь в их жизни, если бы вовремя пришло спасение в виде баркаса с «земли»? В чём смысл русалки? – фантазия, реальность, вымысел воспалённого сознания? – ответов нет. Маяк - какую роль играет он - это всего лишь место действия, или же это главный герой сюжета - что увидел смотритель внутри? Все главные вопросы оставлены на размышления смотрящего. Из смотрящего вы становитесь думающим. Возможно, это и есть смысл.

Смотреть или нет – решите сами. Если есть желание включить голову, осознать что-то для себя, пересмотреть свои принципы, возможно это кино Вам зайдёт. Оно станет культовым, но ему необходимо «своё» время в «свой» жизненный период, но точно не в кинотеатре с попкорном. Если у вас нет посыла нагрузить на себя весь негатив ленты, то время тратить не стоит – не поймёте, да и не оцените.

Постер
Постер