Найти тему
Artfragment

1913 год: годовалый Поллок и мама Кандинского

В конце 2019 года на русском языке вышла книга Флориана Иллиеса «Что я на самом деле хотел сказать». Это продолжение его «Лета целого века». Писатель и историк искусства рисует последовательную, месяц за месяцем, хронику культурной жизни Берлина, Парижа, Лондона, Вены и Триеста 1913 года. Мы прочли книгу и нашли в ней истории о художниках: от визитов к ним их мам до первых дриппингов.

— «Двадцать восьмого января в Коли, штат Вайоминг, маленький Джексон Поллок отмечает свой первый день рождения.

На столе макароны с томатным соусом. Скатерть потом представляет собой настоящий "дриппинг №1"».

Джексон Поллок, «Конвергенция», 1952.
Джексон Поллок, «Конвергенция», 1952.

— «В баварской деревне Зиндельсдорф Франц Марк сидит в шубе в своей мастерской под крышей, все равно мерзнет и пишет свою эпохальную картину «Башня синих лошадей».

На полянке за домом дрожит от холода его ручная косуля. Жена Мария приносит ему чайник чая. А косуле яблоко».

Франц Марк, «Башня синих лошадей», 1913.
Франц Марк, «Башня синих лошадей», 1913.

— «Что осталось от трех месяцев, что Марсель Дюшан провел в Мюнхене в прошлом году? Минимум две вещи. […] Плод пребывания Дюшана в Мюнхене в эти дни растет в животе Терезы Пресс, жены хозяина квартиры на Барерштрассе, 65, второй этаж налево.

Он родится летом 1913 года. Ее муж (Терезы) Август Пресс, инженер-конструктор на локомотивном заводе «Maffei», днем уходил на работу. То есть Дюшан столько дней провел один в своей комнате, рядом со швейным ателье ослепительно красивой Терезы Пресс, которое находилось в гостиной и где непрерывно стрекотала швейная машинка. На рисунках Дюшана, сделанных в те мюнхенские месяцы, фигурирует удивительно много швейных машин и ниток. А одну нить он, судя по всему, протянул лично. Потом Дюшан скажет, что Мюнхен для него был местом полной свободы».

Студия Марселя Дюшана в Нью-Йорке.
Студия Марселя Дюшана в Нью-Йорке.

— «В начале апреля к Василию Кандинскому приезжает мама. Она беспокоится из-за того, что ее красивый и сильный сын стал таким абстрактным.

Она убеждена, что это из-за той новой женщины. И вот она прибыла из Одессы в Мюнхен, чтобы проверить состояние дел. Кандинский и Мюнтер встречают Лидию, так зовут маму, на вокзале и сразу же отправляются в Мурнау, в их чудесный дом на склоне горы. Мама сидит в саду в кресле, а Кандинский в кожаных штанах и народной жилетке копает огород. Он сажает подсолнухи, и солнце смеется».

Портрет Василия Кандинского с матерью, 1913.
Портрет Василия Кандинского с матерью, 1913.

— «В час ночи, вскоре после наступления 1 июня, звонит телефон Альфреда Стиглица, знаменитого фотографа, издателя журнала «Camera Work» и авангардного галериста.

Пожарные сообщают ему, что горит квартира под его галереей на Пятой авеню, 291 и что огонь скоро может охватить все здание. Стиглиц в жуткой панике. Он знает, что в галерее лежат не только все его негативы, но и солидная коллекция фотографий, то есть все его богатство. А жене Эмми, которая посреди ночи заварила ему чай, Стиглиц сказал, что сильнее всего его мучает мысль о сгоревших картинах молодых художников, которых он сейчас выставляет в галерее. Альфред Стиглиц оставался у себя в квартире и прощался с нажитым. Он предавался скорби. Только на рассвете он поехал в галерею, чтобы взглянуть на картину страшной утраты. Но пожарные встретили его радостным известием, что помещения галереи не пострадали. Он недоверчиво зашел в парадную, полную воды и холодного дыма, открыл дверь в галерею — все картины висели на стенах, как и накануне вечером, негативы и фотографии не пострадали. Но Стиглиц не проронил ни слова. Все эмоции он растратил ночью, в часы прощания».

Галерея Альфреда Стиглица на Пятой авеню.
Галерея Альфреда Стиглица на Пятой авеню.

— «Пит Мондриан в этом июле пишет в Париже две свои знаменитые картины: «Картину 1» и «Картину 2».

Для него начинается новое летоисчисление — абстракция. Деревья, которые он писал прошедшей зимой, распались на конгломераты кубических форм. Мондриан нашел себя».

Пит Мондриан, «Композиция №6», 1914.
Пит Мондриан, «Композиция №6», 1914.

— «Как раз в эти дни Эгон Шиле пишет в Вене несколько очень странных изображений женщин: он совсем отказывается от головы и показывает только тело, на уровне шеи заканчивается бумага.

Это торсы, зависшие в пространстве без почвы под ногами, обезглавленные, прикрытые легкими платками, а в остальном совершенно голые, телесная акварель, мягкие контуры. Женщина без ненужной головы. Плохой рецепт для гармоничных отношений».

Эгон Шиле, «Стоящая обнаженная в красном жакете», 1913.
Эгон Шиле, «Стоящая обнаженная в красном жакете», 1913.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.