Продолжим рассказ о братьях Чайковских.
Младший Чайковский – Ипполит – окончил морской корпус в 1862 году гардемарином, после чего стажировался на кораблях Каспийской флотилии. Ходил на фрегатах «Пересвет», «Дмитрий Донской» и корвете «Витязь» по Черному и Балтийскому морям.
Весной 1863 года под командованием адмирала С.С. Лесовского принимает участие в знаменитом двухмесячном походе Балтийской эскадры из шести кораблей (фрегаты «Александр Невский», «Ослябя» и «Пересвет», корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз») к берегам США для оказания поддержки северным штатам в ходе Гражданской войны.
В Таганроге Ипполит Ильич селится уже после выхода в отставку с военной службы в чине капитана II ранга и зачисления в Торговый флот. Вскоре он становится членом, а потом и председателем Комитета по заведованию Таганрогскими мореходными классами (1885-1894).
Много участвует в жизни и обустройстве в Таганроге Императорского Православного Палестинского общества – старейшей в России научной и гуманитарной организации, помогавшей православным паломникам в пути на Святую землю.
Именно стараниями Ипполита Ильича на берегу моря на Воронцовском (нынче Комсомольский бульвар, 29) были построены Таганрогский приют и часовня общества (к сожалению, не сохранившиеся до наших дней).
Ипполит Ильич, как и другие его братья, не был чужд художественным интересам. Он увлекался резьбой по дереву. Его работы украшают мемориальные музеи в Клину и Воткинске.
Женат он был на Софье Петровне Никоновой. А шафером на свадьбе, которая состоялась в 1869 году в Каменке, был брат Петр. Собственных детей у них не было и было решено удочерить девочку, которой дали имя Наталья. Сохранились воспоминания Н.И. Алексееваой- Чайковской "Личные воспоминания о П. И. Чайковском".
12 апреля 1895 года, будучи в Таганроге, великий маринист Иван Айвазовский подарил часовне свою картину «Хождение по водам». Именно её описал А. А. Дмитриевский, описывая дар Айвазовского, в своей книге «Императорское Православное Палестинское Общество за четверть века своего существования 1882-1907».
А еще по инициативе Ипполита Ильича в таганрогском обществе были собраны средства на постройку учебного судна – баркентины «Св. Ипполит», переименованной в 20-е годы в «Ипполит Чайковский». Она ходило по Азовскому морю и Дону вплоть до 1941 года. В первый год Великой Отечественной войны парусник затонул.
Кстати, на этом судне снимались многие немые фильмы того времени, связанные с гражданским морским флотом.
Петр Ильич Чайковский трижды приезжал в гости к брату: в первый раз в 1886 г. (23— 25 марта), второй раз — в 1888 г. (20—23 марта) и в третий раз — в 1890 г. (26—28 октября).
«Ипполит все тот же: добр, ласков, мил, но по-прежнему, если еще не больше, это вулкан, ежеминутно готовый к извержению» – так описал Петр Ильич своего брата после первого посещения в Таганроге.
По воспоминаниям дочери Ипполита Чайковского — Н. И. Алексеевой-Чайковской, «отец как моряк (после окончания Морского корпуса он был назначен в Черноморский флот) часто находился в плавании, а в свободное от плавания время прожил на юге, на побережье Черного и Азовского морей, сначала в Одессе, а потом в Таганроге, и потому свидания братьев были редки и непродолжительны. Несмотря на редкие свидания, между братьями сохранилась нежная любовь, а у отца, искренне гордящегося талантливым братом, любовь переходила в культ».
А вот как сам Ипполит Ильич вспоминает о приездах брата в Таганрог.
«Покойный брат Петр, проезжая не раз из Москвы в Тифлис к брату Анатолию (бывшему вице-губернатором в Тифлисе), по пути заезжал ко мне в Таганрог, где я служил агентом Русского общества пароходства и торговли.
Таганрог ему нравился. Дом, который я занимал, по устройству своему и положению на высоком отвесном берегу с чудным видом дали Таганрогского залива, его комната наверху, где он поместился, по-видимому, также нравились ему. В третий и последний приезд брат был в очень хорошем расположении духа.
Я просил на этот раз принять действительно достойных глубокоуважаемых граждан города Таганрога, истых музыкантов Г. Г. Сука, М. С. Маврокордато и К. Н. Авьерино с сыном пятнадцати лет, талантливым скрипачом. Отрок этот, по совету брата, поступил в Московскую консерваторию. В настоящее время он солидный скрипач
В довершение он изъявил желание поехать к почтенному 85-летнему старику Николаю Михайловичу Авьерино (деду молодого скрипача), композитору церковной музыки, введенной им при богослужении в греческой церкви. Говорить о том, насколько была обрадована семья Авьерино и Маврокордато, живших по случаю родства вместе, говорить не буду. Кто же не знает дара покойного брата пленять всех, кто имел с ним общение.
В этот приезд, повторяю, брат был в очень хорошем расположении духа. Так, гуляя с нами по многолюдной Петровской улице, идя рядом с моею женой, он совсем неожиданно спросил ее: «Хочешь, Соня, я сделаю сейчас скандал? Начну танцевать. Мне-то ничего, меня никто не знает, — это очень его радовало, — а вот тебе, которую весь Таганрог знает, тебе будет стыдно». И лишь стоило жене моей высказать сомнения, как брат Петр, седовласый человек, приговаривая: «Так вот же тебе... на... на... на», выделывал при всем честном народе непостижимые, отчаянные па. Услышав смех жены позади себя, я обернулся и увидел уже скромно идущего брата рядом со все еще неудержимо смеющейся женою».
После отъезда из Таганрога в 1894 году Ипполит Чайковский служит агентом в петербургском отделении РОПиТ, а окончательно выйдя в отставку в 1900 году в чине генерал-майора от адмиралтейства, возглавляет пароходную компанию «Надежда».
Также, по совместительству, председательствует в попечительском комитете Училища судовых механиков имени Петра I.
С 1913 по 1919 год он живёт в Москве и работает в правлении Московско-Казанской железной дороги.
В 1919 году переезжает в Клин, где работает в музее своего брата Петра Чайковского – сначала заведующим хозяйством музея, а затем ученым секретарем. Похоронен Ипполит Ильич Чайковский там же, в Клину.