Найти в Дзене
СКВОЗЬ ШУМЫ

Плагиат на плагиате (?): Древнерусская тоска

Оглавление

Написать вторую статью цикла «Плагиат на плагиате (?)» я запланировал одновременно с написанием первой статьи, но первая статья настолько оказалась заметной... Заметной то заметной, но каков был гнев тех, кто её прочитал. В центре статьи был киношлягер, а вокруг него несколько слегка похожих песен, причём одна из них была написана до появления того шлягера. Не было никакого вердикта, что это плагиат, а было лишь предположение о схожести песен, но насколько ранимый наш электорат (для кого я знак вопроса ставил?)

Я думаю, этому самому электорату «позабавило» бы присутствие в статье непосредственного её героя (прекрасная пища для гнева).

Борис Гребенщиков — легенда русского рока (ну умники, у вас уже начало пригорать?). Человек, внёсший существенный вклад для развития отечественной живой музыки и подаривший нам немало стихотворных образов и музыкальных гармоний.

Однако бывало такое, что эти самые образы и гармонии он копировал с западных образцов. Он драл у Дилана, Моррисона, Боуи, Лу Рида, Марка Болана, Патти Смит... В-общем, у тех, кого мало слушали на «одной шестой части суши». БГ не особо комментировал такие сходства, но и не скрывал этого. Причём, речь даже шла о том, что таким образом ленинградские музыканты хотели познакомить советского слушателя с вышеперечисленными героями. Но эти заигрывания с «мелодиями и ритмами» были по молодости лет, да и у Бориса Борисовича своего оригинального всё же больше.

Один из немногих хитов Бориса Борисовича, который не загружен заковыристыми метафорами. Тут всё понятно: герои и материи из русских мифов и легенд столкнулись с новыми реалиями, среди которых рынок, западный империализм, открытие границ и другие (на улице середина лихих 90-х). Зарисовки на заданную тему сопровождается довольно задорным акустическим рок-н-роллом.

Плагиата в этой песне никакого нет, но в один прекрасный момент, а потом и в другой момент композиция стала жертвой, причём непосредственным зачинщиком преступления оказался сам автор — Борис Гребенщиков. То есть, были заимствования у других, а теперь у самого себя, то бишь самоплагиат😂

Фантазия на тему «Что было бы, если бы под трипом в наше время совершить путешествие по маршруту из труда легендарного путешественника "Хождения за три моря"?».

Перед нами заглавная композиция из альбома 2007 года «Беспечный русский бродяга», в котором после слегка архаичных трудов прошлого десятилетия и поисков нового звучания в новом веке БГ выдал свой «Белый альбом», где есть место как неимоверным экспериментам, так и простым (и даже прилипчивым) опусам.

Автор тут даёт слабину (как он поёт в другое песне из того же альбома): мало того, что подхалтуривает, извлекая рифмованное слово сразу на конце следующей строчки, так ещё и выдаёт себя, признаваясь в наркотическом опыте😂

Надо сказать, что Борис Борисович в своих интервью не скрывал, что потреблял различные вещества (исключая героин), но никакой привязки к ни не испытывал. Но разве это бросает тень на его Талант? Да и мы слушаем и читаем кого-то из легенд (особенно одного нашего культового автора-исполнителя) и не концентрируем своё внимание на его взаимодействия с химией.

Спустя несколько лет жители нашей страны в новом десятилетии внезапно начала показывать зубы. Борис Борисович, долгое время пребывавший в спокойствии, не стал исключением. Он ни с того ни с сего начал петь на общественные темы, и первой ласточкой стала песня «Губернатор». Много общего с «Древнерусской тоской»: ритм, мелодия, злоба дня и простота слов, причём обошлось без возвышенных образов. К слову, на концертах Гребенщиков начал петь «Тоску» в той же тональности, в которой потом появилась песня «Губернатор».

Уже потом последуют не менее сильные песни цикла «Соль»: «Праздник урожая во дворце труда», «Пришёл пить воду», «Любовь во время войны», «Ветка» и так далее. И всё это исполнено не от имени группы «Аквариум», а непосредственно от имени Бориса Борисовича Гребенщикова (и не захотел он «подставлять» группу).

Заключение

Вообще, самоплагиат/самоповтор — довольно нормальная практика среди исполнителей. Во время написания статьи почему-то вспомнилась фраза Лозы про 80% процентов самоповторов у Моцарта, которую, естественно, не воспримешь всерьёз 😂

Для меня «идеальным» примером самоповтора являются первых хиты Роберта Ленца в составе группы «Браво». В середине 1990-х из группы в сольное плавание ушёл её прежний вокалист Валерий Сюткин, а под нового вокалиста нужно было написать новые успешные песни. Взяли структуру «Стильного оранжевого галстука» — получили «Это за окном рассвет», и тоже самое сделали с «Дорогой в облака», которая превратилась в «Ветер знает». И это зашло! Да и если это свои песни, почему бы не воспользоваться ими снова?

Так что, нет ничего плохого в самоплагиате, тем более, если слушатель получает ещё один кайф.

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

-2