Многие едут в Индию специально, чтобы взглянуть своими глазами на это чудо. Невероятная гармония, основанная на контрасте: сочетание каменного кружева нижнего яруса с огромным куполом, который кажется легким, словно облако, опирающимся на изящные арки.
...В 1612 году красавица Мумтаз Махал, дочь визиря, была выдана замуж за Шах Джахана, сына падишаха Джехангира. Ей было 19 лет, ему - 20. Шах Джахан был третьим и любимым сыном падишаха, именно он был назначен наследником престола, но парню не терпелось: он раз за разом восставал против отца, стремясь лишить его власти. Отец каждый раз прощал, но предательство любимого сына ускорило его кончину.
В 1927 году Шах Джахан вступил на трон, и первым делом приказал убить четверых братьев-конкурентов. Новый правитель был весьма легкомысленным персонажем с высоким гормональным фоном, он не заботился о благополучии подданных, поскольку любил только войну и женщин. Однако Мумтаз Махал неизменно выделялась красотой и мудростью среди шести жен и множества наложниц.
В 1629 году, родив на свет 14-го ребенка, любимая супруга Шах Джахана умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем. Безутешный супруг дал клятву построить усыпальницу, достойную памяти любимой жены и советчицы.
Строительство Тадж-Махала длилось 22 года. Мрамор доставляли из карьера, который находился за 300 км. Внешняя облицовка включала множество драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов был использован дорогой и редкий черный мрамор. Чеканные входные двери были серебряными, внутри находился золотой парапет, а гробницу покрывала расшитая жемчугом ткань. Позже все это было разграблено. Осталось только то, что сложно было разобрать и унести.
История повторяется.
В 1658 году Аурангзеб, любимый сын и наследник Шах Джахана, захватил власть и 9 лет, до самой смерти отца, держал его под домашним арестом в форте Агра. Оттуда Шах Джахану был виден Тадж-Махал.
Существуют разные мнения по поводу того, кто был главным архитектором Тадж-Махала. Основная версия называет местного мастера по имени Устад Ахмад Лахори. Однако местные жители утверждают, что это был турок - Иса Мухаммад Эфенди. В пользу последнего говорит сходство конструкции с храмом Святой Софии - непревзойденным шедевром Византии VI века. Несмотря на разницу в размерах и визуальном уровне мощности, огромный купол на хрупких арках производит один и тот же эффект парения в пространстве.