Найти тему

Я никогда не отдам своего ребенка в музыкальную школу

Оглавление
Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

Детство - это дорога, которая ведет в неизвестную страну. Какие законы там царят, какие традиции почитаются, какие люди там обитают - не знает никто на свете. Родители выходят на дорогу вместе с ребенком, и провожают до ворот в неизвестность. Все, что они могут - вложить в его голову мудрые мысли, и собрать чемодан с инструментами, которые могут пригодиться в будущем.

Чем наполнить пустой чемодан? Нужны знания о мире, о природе вещей. Нужны точные науки, и умение грамотно излагать мысли. Нужны знания языков, и общая культура общения. Необходимо умение быстро решать проблемы, и элементарные бытовые навыки. Но стоит ли класть в этот чемодан музыкальный инструмент - для меня ответ однозначный. Нет.

Музыкальная школа - профессиональное учебное заведение, которое готовит детей к карьере музыканта. Но вот какое дело - чтобы стать хорошим музыкантом - нужен талант. Не просто хороший слух, не огромное желание и работоспособность (хотя они тоже важны), не музыкальные способности - а именно талант, дар от Бога. Вот такие дети должны учиться в музыкальных школах. Но беда в том, что 90% детей талантом не обладают.

Тогда зачем отнимать у ребенка драгоценное время? Многие родители говорят - в жизни пригодится. Или - будет понимать в музыке - уже хорошо. Или - музыкант - душа компании. Или - развивается усидчивость, и повышается общая культура.

А я скажу - нет. Все это не так. И дальше - по пунктам.

В жизни не пригодится

В моем классе ровно половина детей училась в музыкальной школе. Двенадцать из двадцати четырех. Как вы думаете, многие из них стали музыкантами? Правильно, никто. Включая меня, которая единственная из всех получила высшее музыкальное образование.

Дальше - музыкально-педагогический лицей, десятый и одиннадцатый классы. Шестьдесят учеников, из них - лишь одна стала певицей, примой в оперном театре Тель-Авива. Потому что огромный талант, от Бога.

Консерватории в нашем городе не было, поэтому - музыкальный факультет педагогического университета. Из потока, а это пятьдесят пять человек - всего две стали учителями музыки, причем - очень сильными, в разное время обе получили звание "Учитель года". Еще двое - стали знамениты на всю Россию, правда, ненадолго. Но, к слову сказать, оба универ не закончили. Это братья Грим. Борис ушел после второго курса, Костя - после третьего, информация, если что, открытая.

Костя и Боря Грим
Костя и Боря Грим

Остальные пятьдесят человек никак не реализовались в профессии. Рабочие места в школах заняты такими же бывшими выпускниками, да и работа не особо престижная и хорошо оплачиваемая. Если говорить об общеобразовательной школе - так еще и уважения к учителю ноль. Почти все студенты получили второе высшее по другой специальности.

Если уж ребенку действительно захочется заниматься музыкой - открою маленький секрет. Научиться петь или играть на инструменте можно за год. Пр должном усердии и с репетитором. В Гнесинку, конечно, не поступить, но для себя - этого хватит за глаза!

Школа не прививает любовь к музыке

Чаще - наоборот, убивает в зачатке. Музыка - предмет индивидуальный. Система школьного образования, напротив, предполагает массовость. Ну нельзя массово соединить теорию и практику! Не может сольфеджио преподаваться отдельно от музыкальных произведений! Так нельзя! Дети вообще не понимают, что они делают на уроках, и совершенно справедливо ненавидят их!

Музыку должен преподавать один учитель. На разных пьесах объяснять теорию, и давать практику. Обсуждать жанр, и вспоминать биографию автора.

На деле же урок специальности превращается в дрессировку, сольфеджио - в оторванное от реальности построение ничего не значащих интервалов, а музлитература - прослушивание отрывков великих шедевров, которые к пятому году обучения перемешиваются в кашу в голове - мелодию слышал, название не вспомнить.

Единственное, что любят дети в школе - это хор. Кстати, во многих школах сейчас записывают на хор отдельно от остальных предметов. Это - отлично!

Детский хор, хормейстер - моя сокурсница. Одна из двух успешных учителей нашего курса.
Детский хор, хормейстер - моя сокурсница. Одна из двух успешных учителей нашего курса.

Школа не воспитывает музыкальный вкус

Вот честно, много лет своей жизни я провела с людьми, которые учились в музыкальных школах, и не только. Мало кто из них искренне предпочитал оперы. В универе так вообще весь курс слушал "Иванушек" и "Руки вверх", то есть это даже не Земфира, а совсем дешевая попса. Причина описана выше - школа хоть и разделяет ингредиенты, но затем смешивает их в одной посуде, то бишь, в черепной коробке ребенка. Мельком услышанные шедевры не производят никакого впечатления. А от попсы не деться никуда.

Сергей Жуков, кстати, тоже учился музыке в моем родном городе. В институте культуры.
Сергей Жуков, кстати, тоже учился музыке в моем родном городе. В институте культуры.

Родители очень часто отдают детей в музыкальную школу с надеждой на воспитание высококультурного отпрыска. Беда в том, что в вопросах культуры школа не помощник. Ее задача - выпустить профессионала, который владеет определенными техниками. Все, что касается воспитания - задача исключительно родителей.

Хотите культурного человека - купить абонемент выходного дня в филармонию, дом музыки, или любой музыкальный театр. Дневные концерты для школьников приезжают даже в районные дворцы культуры (сама с концертами ездила, будучи студенткой, по деревням и сёлам). Нет возможности посещать концерты - покажите ребенку балет вместо мультика. В сети есть отличные постановки, это даже не местный театр, это музыканты и танцовщики с мировыми именами!

Знаете, как я полюбила музыку? В моем детстве были пластинки - первый концерт Чайковского, второй Рахманинова, "Лебединой озеро", "Шехеразада" Римского-Корсакова, "Реквием" Моцарта, и многое другое. Я знаю их наизусть, и часто слушаю с детьми. Поверьте, этого достаточно.

А если ребенку скучно это слушать - никакая музыкальная школа не поможет.

А ломать психику ребенка музыкальной школой, и прививать навык, который, скорее всего, никогда не пригодится в жизни - да ни за что не свете!

Спасибо, что читаете!

Дети
51,7 тыс интересуются