Двенадцать лет итальянского путешествия принесли художнику Карлу Павловичу Брюллову такое количество ярких живых впечатлений, что он взялся за акварель.
«Быстрая» живопись позволила живописцу успевать за переменчивыми образами, а талант – на простом листе бумаги запечатлевать солнечные сюжеты на фоне изумительной природы Италии. Лёгкие воздушные пасторали под кистью Брюллова быстро вышли за рамки декоративно-сувенирных зарисовок, исполнявшихся по заказу богатых клиентов забавы ради. Посредством податливой акварели художник стремился передать своё восхищение страной и её жизнерадостным народом.
Итальянские жанровые картинки не требовали от мастера глубокой психологичности; они описывали скорее внешние проявления чувств, сиюминутные события и реакции на них.
Одной из самых знаменитых акварельных работ итальянского периода считается «Прерванное свидание», написанное маэстро с мягким юмором и сочувствием к затруднительному положению главных героев.
Две застывшие в полуобороте друг от друга фигуры юноши и девушки предстают единым композиционно законченным образом: их плечи соединяются, руки стремятся сомкнуться, а алая куртка, накинутая на левое плечо паренька, незаметно перетекает в багряные складки одежды его подруги. Пара героев в центре кажется одним целым пёстрым пятном, и при беглом взгляде на рисунок остаётся непонятным, отчего так печально склонились их черноволосые головки, словно боясь оторвать взгляды от камней под ногами.
Вода давно наполнила ведро, и нетерпеливые струи бегут через край, но нежные девичьи пальчики не ощущают их влажной прохлады. Мысли красавицы заняты только тем, как бы подальше спрятать за спину заветный букетик цветов, зажатый в правой руке. Остаётся только гадать, что происходило на этом живописном пятачке ещё пару минут назад. Скорее всего, страстные поцелуи с пылкими объятиями и объяснениями в любви.
А иначе с чего так разошлась старуха-мать, наполовину высунувшаяся из окна второго этажа? Не дождавшись дочери, спустившейся к источнику за водой, она выглянула поторопить её, и что же? Та уже вовсю флиртует с кавалером, забыв и о дочернем долге, и о девичьей скромности, и о поручении. «И что за молодёжь пошла», – самый мягкий упрёк, которым поносит сварливая старуха свою «нечестивую» дочь.
Парень готов сквозь землю провалиться: щёки пылают, в густых кудрях прячется смущённое лицо, и руки безвольно опущены вниз. Скорбное лицо девушки более бесстрастно, похоже, ей не впервой выслушивать родительские нотации. Её прекрасное с античными чертами лицо, мраморные покатые плечи, изящные руки, – весь облик выражают раскаяние и покорность. Но заметное только зрителям взаимное притяжение молодых людей подсказывает, что это любовь.
В безудержных потоках солнечного света под благословенной сенью могучего платана и при безмолвной поддержке лохматого барбоса Брюллов соединяет влюблённых, изображая в самых ярких красках их нежные и глубокие чувства. Мастерское владение акварелью и эмоциональный подъём позволили художнику с невероятной выразительностью создать увлекательный рассказ с помощью одной только кисти.
Автор : Лёля Городная