Для каждого факта существует своя теория. Для всех фактов во Вселенной существуют теории всего. Но один принцип управляет всем. Вопрос лишь - какой?.. Нас тут пятеро. Истина где-то рядом. И мы непременно её найдём.
В этот день во Вселенной не должно было произойти ничего серьёзного. Во всяком случае, с утра у неё не было никаких планов на наш счёт - наверное, потому что у нас тоже не было на её счёт никаких планов. Наш план включал в себя пирожные и кофе - только и всего.
Но так продолжалось только до вечера - до того момента, когда в кафешку влетел Пашка и с порога выпалил... Я только и успела подумать: "Ну, вот. Понеслось." И понеслось...
- Вы знаете, что исследования в области квантовой физики за последние 2500 лет не продвинулись ни на шаг?
- Что?
- Скажи, что ты пошутил.
- Ни в коем случае. Я серьёзен, как никогда.
- Знаешь, кроме тебя здесь ещё два гуманитария, один полусонный программист и только один физик. Но даже гуманитариям понятно, что ты либо шутишь, либо сошёл с ума. Ты ведь не хочешь сказать, что большой адронный коллайдер - это мыльный пузырь?
- Я хочу сказать, что большой адронный коллайдер - это большой мыльный пузырь. Все остальные коллайдеры, которые поменьше - просто маленькие пузыри.
- Так ты утверждаешь, что все эти ребята - 10 тысяч учёных из 100 стран, половина всех спецов по физике элементарных частиц, совершили коллективную ошибку, когда построили в ЦЕРНе штуковину, способную создавать чёрные дыры и искать параллельные вселенные, стоимостью с бюджет какой-нибудь страны?
- Или - несколько бюджетов. С деньгами у физиков всё так запутано, что реальной стоимости, похоже, не знает никто.
- Ты хочешь сказать, что они сделали глупость?
- Я хочу сказать, что они увлеклись. Они, причём все сразу, увлечённо давят на короткий конец архимедова рычага, и эта работа, что естественно - требует всё больше энергии, то есть - учёных, кофе и бутербродов. В то время как решение находится с противоположной стороны.
- Стоп, стоп! Ты всерьёз утверждаешь, что идея, над которой работают лучшие на Земле мозги, идея ускорять и сталкивать - с энергией летящего реактивного самолёта, пучки элементарных частиц - чтобы воссоздать Большой Взрыв в 27-километровой трубе - не более, чем высоконаучный блеф?
- Судя по тому, как часто в ЦЕРНе бьют самолёты, и по отсутствию видимых результатов этих крушений - ты прав, может оказаться, что так и есть.
Я хочу сказать, что история с коллайдером чертовски напоминает мне ночь перед экзаменом, когда ты решаешь, во что бы то ни стало, наверстать упущенное за предыдущий семестр, но к утру обнаруживаешь только опустошённый холодильник, горы рваной фольги из-под шоколада и пустую банку от кофе, боль в голове и что самое обидное - абсолютную пустоту в ней.
Идея разгонять частицы, чтобы разбить их о стену и посмотреть на то, что от них осталось, сама по себе, не лишена смысла. Но, с точки зрения поставленной задачи - действительной задачи, которую пытаются решить таким способом - это всё равно что биться головой о стену - всё быстрее и быстрее, в надежде придать желаемое ускорение своим мозгам.
Всё, что могут сделать таким образом физики - это проломить себе голову, выражаясь точнее - “поломать мир”: например, совершенно случайно, создать чёрную дыру посреди швейцарских Альп. Я повторюсь - они ухватились не за тот конец рычага: скорее чёрная дыра проглотит нас всех, чем эти ребята сдвинут Землю хотя бы на дюйм. Таким именно образом - никогда.
- Как единственный физик среди дилетантов, уверяю тебя, что двести нобелевских лауреатов по физике - со времён Эйнштейна и до наших дней, готовы от души посмеяться над твоей болтовнёй, а затем - порвать её на куски. Ведь именно благодаря коллайдерам мы стоим на пороге окончательной теории, в просторечии - “теории всего”, той самой теории, которая объяснит всё на свете, от “почему твой папа встретил твою маму” до цвета носков, которые сейчас на тебе.
- Но это именно то, о чём я и пытался сказать, когда вошёл и сказал “всем привет!” ...Мы стоим на упомянутом пороге уже две с половиной тысячи лет... И ни один коллайдер не поможет нашим физикам перешагнуть этот порог. Я устал повторять: они пытаются перевернуть Землю с помощью рычага, но не могут этого сделать, потому что ухватились за него не с той стороны.
- А ты можешь?
- А я могу.
- Но ты даже не физик!
- И, что с того? Я стою с правильной стороны. Мне жаль Нобеля, он хороший мужик, но я надеюсь и без коллайдера зайти так далеко, как никто из этих ребят в ЦЕРНе и не надеялся попасть! Но мне нужна ваша помощь - задачу, с которой не могут справиться все учёные мира, сложновато, знаете, решать одному.
- Ты говоришь так, будто не шутишь!
- И в чём твой секрет?
- Секрет? Какой ещё секрет? Секрета никакого нет. Всё гениальное просто - как всегда.
- Именно поэтому наша физика не трогается с места? Это “всё” слишком просто для неё?
- Ты попал в точку - держи пять! И я скажу больше - четыре потенциальных нобелевских лауреата (не считая меня), которые протирают штаны в этом кафе, имеют столько же, хотя нет - значительно больше шансов открыть теорию всего, чем все эти научные монстры, которые ежегодно делят нобелев пирог.
- Ну, всё. Я требую объяснений!
- Да. Про две с половиной тысячи лет, рычаг и теорию всего.
- Иначе это звучит, как: “смотрите - я открыл три новых закона: физика не трогается с места, физики глупы, а я - умнее их всех.
- Завтра ты это объяснишь.
- В противном случае - ты платишь за всех будущих лауреатов в этом кафе. Раз в неделю, до конца семестра.
- Два раза!
- Три!
- Если не объяснишь каждое своё слово.
- Так, чтобы они поверили тебе.
- Либо посыпаешь голову пеплом, надеваешь футболку с надписью “Я люблю Большой адронный коллайдер!” и публично отрекаешься от своих слов..!
- Замётано. Но если я это сделаю, четыре будущих лауреата помогут мне открыть окончательную теорию всего?
- Замётано! Кто же не хочет стать следующим нобелевским лауреатом?
- Кто же не хочет стать вторым Эйнштейном?
- Дураков нет.
- Только не здесь!
Начало | Дальше