В рамках международной гонки вооружений по броненосным крейсерам все морские державы стремились создать идеальный крейсер для уничтожения британской морской торговли,а англичане,соответственно,придумывали суперкорабли,способные противостоять немецким,русским и французским "разрушителям торговли". В этой бесконечной гонке после русско-японской войны произошел качественный скачок,уничтоживший весь класс броненосных крейсеров и породивший новых морских исполинов-линейные крейсера.
В разгар русско-японской войны англичане и заложили три своих последних броненосных крейсера. Уроки первых сражений той войны были в проекте учтены. Прототипом стал предыдущий тип "Уорриор",а конструктором назначили Э.Н. Муни. Вооружение было полностью переформатировано, корпус удлинили на 3 метра и расширили на 30 см, частью бронирования пришлось пожертвовать,а водоизмещение,тем не менее,выросло на тысячу тонн.
Построено было три крейсера по программе 1904-1905 годов (вместе с последним британским эскадренным броненосцем «Лорд Нельсон».Название головной корабль получил в честь античного мифического чудовища.
Минота́вр (др.-греч. Μῑνώταυρος, бык Миноса) — критское чудовище, человек-людоед с головой быка, живший в Лабиринте и убитый Тесеем.
Остальные два-традиционные для британского флота имена "Дифенс" и "Шеннон".
В результате получился изящный четырехтрубный корабль, с многочисленными орудийными башнями. Помимо двухорудийных носовой и кормовой, в которых разместились 234-миллиметровки, по каждому борту выстроились в ряд по пять одноорудийных 190-мм. Утыканные, как ежи, скорострельными пушками, «Дифенс», «Минотавр» и «Шэннон» на учениях ухитрялись выпускать в минуту до 50 тяжелых снарядов из башенных орудий — в 20 раз больше, чем наша «Россия». На борт ,по сравнению с "Уорриором" было на три 190 мм ствола больше.
Однако защита гигантов хромала на обе ноги.Уменьшенный броневой пояс,символические скосы броневой палубы-всего 19 мм при насыщенном снарядными транспортерами корпусе, превращали любое попадание в смертельную лотерею. Ютландское сражение это наглядно подтвердило. Одно попадание с практически 100% вероятностью зацепить какой-то из снарядных транспортеров-и в итоге почти одновременная детонация боезапаса.К счастью,остальные корабли серии не попадали к противнику на дистанцию прямого выстрела.Скорость также не была достоинством "Минотавров" -с трудом и не у всех-проектные 23 узла.
«Дифенс» HMS Defense Пембрук-Док Scotts S. & E. Co. Заложен 22 февраля 1905 . Спущен на воду 24 апреля 1907 .Введён в строй 9 Февраля 1909 . погиб 31.5.1916 . Стоимость, £ 1 362 970 -1 383 744
«Минотавр» HMS Minotaur Devonport Dockyard Hawthorn Заложен 2 января 1905. Спущен на воду 6 июня 1906 . Введён в строй 1 Апреля 1908. исключен 1920. Стоимость, £ 1 410 356- 1 438 065
«Шэннон» HMS Shannon Chatham Dockyard Humphreys Заложен 2 января 1905 . Спущен на воду 20 сентября 1906. Введён в строй 10 Марта 1908 . исключен 1922 .Стоимость, £ 1 415 135 -1 423 410
Водоизмещение, т 14600, в полном грузу – 16100 , Размерения, м 149,4 (158, 19 полная) х 22,71 («Шэннон» 23,0) х 7,92 («Шэннон» 7,62)
Броня, мм Пояс 152 (в середине) – 102 (в носу) – 76 (в корме), траверзы — 51…152 мм , барбеты 178, башни 203-178 (9,2" орудий), 203-152-114 (7,5" орудий), палубы: 25-38 (др. данные 20…37 мм) (на скосах 19 мм), , боевая рубка 254
Механизмы Два комплекта 4-цилиндровых тройного расширения. Мощность 27000 л.с. (максимальная 27 826 л. с.) , 2 вала, скорость хода 22,5—23 узла . Котлы: 24 системы Ярроу или Бабкок/Уилкокс,Запас топлива, т 950 («Шэннон»), 1000 («Минотавр» и «Дифэнс»-2060 уголь, 750 нефть,Дальность, миль 2920 20,5-узловым ходом, 8150 10-узловым ходом,Экипаж, чел. 755 —850
Вооружение 4 (2 × 2 )- 234-мм /50, 10 (10 × 1 ) - 190-мм /50 , 14…16 × 1 -76-мм/45 (12-фунтовых), 5 × 1 -457-мм подводных торпедных аппарат
В 1915-16 12-фунтовые и трехфунтовые зенитные пушки были установлены на задней надстройке и квартердеке . Шеннон и Минотавр в 1917-18 получили приборы управления огнем. В 1917 г. шестовую фок-мачту сменила тренога с контрольно-дальномерным постом, прожекторные мостики были установлены между труб, а также в основании грот-мачты.
Крейсера после постройки имели необычный силуэт- так называемый "стелс"-малозаметный. 4 очень низких трубы,гораздо ниже мостика,отчего на ходу мостик весь был в дыму и саже. В итоге выбрали наименьшее зло-в 1909 нарастили трубы на 4,6 м! Побочный эффект-дополнительная тяга, хотя и дала прибавку в мощности, практически не сказалась на скорости.
Кроме того ,один из трех систершипов- «Шеннон» имел корпус шире остальных и соответственно ниже осадку.Эксперимент не удался-добавки к скорости это не обеспечило,более того он недобрал пол-узла до проектной. На испытаниях корабли показали скорость-«Дифенс» при 27570 л.с. 22,90 уз,«Минотавр» при 27856 л.с. 23,01 уз,«Шэннон» при 28533 л.с. 22,49 уз.
Крейсера были оснащены двумя 4-цилиндровыми машинами тройным расширения, каждая приводила в действие свой вал, которые имели общую мощность 27 000 индикаторных лошадиных сил и были рассчитаны на максимальную скорость 23 узлов . Машины приводились в действие 24 водотрубными котлами Babcock & Wilcox на «Минотавре» и 24 Ярроу на «Шенноне» и «Дифенсе».
Схема броневой защиты повторяла «Уорриор», но без 152 мм пояса верхнего между средней и верхней палубой. Броня использовалась цементированная крупповская.Лобовая часть орудийных башен ГК была 8-дюймовой (203-мм), и у них были 7-дюймовые (178-мм) бока и тыл. Лоб для 7,5-дюймовых башен был также восемь дюймов толщиной, но их стороны были только 6-дюймовыми (152-мм), а тыл 4,5-дюймовый (114-мм). Барбеты башен главного калибра имели толщину семь дюймов (178-мм), как и подъемники боеприпасов, которые между более нижней и главными палубами были двум дюйма. Толщина нижней палубы колебалась от 1,5 дюймов в плоской части до двух дюймов на скосе, примыкавшего к нижнему краю пояса. В оконечностях крейсера толщина палубы увеличивалась до двух дюймов. Стенки носовой боевой рубки были 10 дюймов толщиной, а кормовой боевой рубки — три дюйма. На этих кораблях в машинных отделениях впервые применили глухие переборки, в которых отсутствовали даже водонепроницаемые двери.
На кораблях стояли четыре 234-мм/50 (BL 9.2 inch Mk XI) пушки в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Орудия стреляли двумя типами снарядов одинакового веса по 172 кг со скоростью 876 м / с. Орудия имели угол возвышения 15°, угол склонения −5°. Это позволяло вести огонь на 14 813 м. Боезапас каждого орудия состоял из 100 снарядов. Скорость стрельбы из этих орудий была до четырёх выстрелов в минуту. Крейсера использовали те же двухорудийные башни, что стояли броненосцах типа "Лорд Нельсон".Средний калибр составляли десять 190-мм/50 орудий Мк II , все в одноорудийных башнях. На каждое орудие приходилось 100 выстрелов. Стволы орудий поднимались на 15° и опускались на 7,5°. Их 91 кг снаряды летели со средней скоростью 866 м/с на максимальную дальность 14 238 м при скорострельности четыре выстрела в минуту. Бортовой залп 234-мм и 190-мм орудий составлял 1143 кг.Малый калибр составляли шестнадцать 12-фунтовых скорострельных орудий. Как и на «Дредноуте» 76 мм пушки размещались на надстройках и крышах башен. Восемь из них размещёны на крышах 7,5-дюймовых орудийных башен, а остальные восемь в надстройке (четыре носовой и четыре кормовой) . Скорострельность до 15 выстрелов в минуту, 5,7 кг (12,6 фунта) снаряды при начальной скорости 810 м / с имели максимальную дальность 8500 м при максимальном угле возвышения + 20 °.Так же крейсера имели по пять 450 мм подводных торпедных аппаратов.
К началу первой мировой войны «Минотавр» и «Дифенс» были включёны в состав британских морских сил на Дальнем Востоке в противовес германским «Шарнхорсту» и «Гнейзенау» . Согласно известной байке,на одной предвоенной совместной попойке офицеры "Минотавра" торжественно поклялись в случае встречи в бою не использовать одно 7,5" орудие ради равенства условий в рыцарском поединке.Но пересечься у них не получилось,расправились с крейсерами фон Шпее корабли совсем другой эпохи-и без всяких рыцарских выкрутасов.
В итоге все систершипы были собраны в составе Гранд Флита и участвовали в Ютландском сражении. «Дифенс» находился в составе 1-й эскадры крейсеров будучи флагманом адмирала Арбенота , нарвался на колонну германских дредноутов и был расстрелян ими.Попадание ,как обычно, в кормовой артпогреб главного калибра,детонация его,а потом и соседнего артпогреба 190 мм и гибель корабля. На нем погибло 893-903 человека.
«Дифенс» .Введён в строй в 1909 г., включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии, потом переведён в 1-ю крейсерскую эскадру. В 1910-1912 гг. находился в китайских водах, в 1913-1914 гг. на Средиземноморье. Флагманский корабль соединения 1-й крейсерской эскадры («Блэк Принс», «Дюк оф Эдинбург», «Уорриор») во время охоты за «Гебеном» и «Бреслау» в августе 1914 г. Был включён в состав соединения у Ла-Платы (флагманский корабль адмирала Стоддарта) во время поисков эскадры фон Шпее. С января 1915 г. в составе 1-й крейсерской эскадры Гранд-Флита.
«Минотавр» .Вступил в строй в марте 1908 г., зачислен в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии, позднее переведён в 1-ю крейсерскую эскадру. Флагманский корабль соединения в китайских водах в 1910-1914 гг. После ухода германской эскадры с места её базирования, соединение Джерома патрулировало в водах голландской Ост-Индии, прикрывало австралийские конвои, затем вошло в состав группы кораблей у Кейптауна (флагман адмирал Кинг-Холл). После сражения у Фолклендов вернулся в метрополию, прошёл ремонт. Включён в состав 2-й крейсерской эскадры Гранд-Флита (июнь 1916 – декабрь 1918 гг., несколько раз ненадолго становился флагманским кораблём). Участвовал в Ютландском сражении, потерь не имел.Потом состоял в резерве до продажи на слом в 1920 г.
«Шэннон». Вступил в строй в марте 1908 г., зачислен в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии, позднее переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, в которой состоял в 1909-1911 гг. В 1912 г. включён в 5-ю крейсерскую эскадру Атлантического флота, затем вновь во 2-й эскадре Флота Метрополии.С января 1915 г. по декабрь 1918 г. во 2-й крейсерской эскадре Гранд-Флита, участвовал в Ютландском сражении, потерь не имел. Флагманский корабль в январе 1915 – июне 1916 г. и в мае 1918 г. В 1919 г. сопровождал Атлантические конвои. Потом находился в резерве в Ширнесе до продажи на слом в 1920 г.
"Минотавры" стали последними броненосными крейсерами Британской империи.Их считали крейсерским вариантом "Лорда Нельсона".Современники критиковали уменьшение бронирования в пользу более сильного вооружения Но все было еще серьезнее.На смену кораблям с паровой машиной и промежуточным калибром пришли более крупные,турбинные, с единым главным калибром ,линейные крейсера.Эпоха броненосных крейсеров закончилась,краткий миг славы линейных крейсеров был впереди.
Современниками "Минотавров" стали «Вашингтон» в США, «Сан-Марко» в Италии, «Вальдек Руссо» во Франции, «Рюрик» и «Баян» в России; в 1906 г. были заложены последние представители – германский «Блюхер» и японский «Ибуки».
В линейных сражений блестящее выступление японских броненосных крейсеров при Цусиме сменилось мгновенным утоплением "Дифенса","Блек Принса" и даже трех новейших британских линейных крейсеров при столкновении с линейными силами Хохзеефлотте.
Цусимский триумф броненосных крейсеров оказался случайностью,выводы,сделанные из него ошибочными, а развитие данного класса кораблей-тупиковым(по крайней мере в части участия в линейных боях).
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам