Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Самые рискованные иностранные фильмы, шедшие в советском прокате

Оглавление

Небольшая киноподборка фильмов, чье попадание в кинотеатры СССР корректирует миф о том, что за "Железный занавес" попадали только самые беззубые фильмы типа приключений "Фантомаса". В списке учитываются только фильмы, которые вышли именно в кинотеатральный прокат, показы на фестиваля в расчёт не принимаются. Кроме того, вышедшие в прокат в 1990 и 1991 фильмы также, по понятным причинам, дисквалифицируются (в этот период в прокат попали даже "Полицейская история" с Джеки Чаном и "Ночной портье" Кавани).

Все представленные ниже фильмы являются рискованными по одной причине: в отличие от США с их действующей после 1967 года рейтинговой системой, и современной Россией, где возрастная система довольно коряво скопирована с американской, в СССР верхний ценз ограничивался 16+. И представленное ниже для старшеклассников может быть слишком сильно.

Под флагом восходящего солнца (Gunki hatameku motoni), 1972, режиссер - Киндзи Фукасаку

Вышел в советский прокат в 1980 году. Жёсткое военно-детективное кино, посвященное преступлениям японской армии в Новой Гвинее во время Второй Мировой. С одной стороны, гуманистический пафос в фильме присутствует, с другой - яростный и жёсткий визуальный стиль Фукасаку, не стесняющегося экранной жести.

Легенда о Нараяме (Narayama bushiko), 1983, режиссер - Сёхей Имамура

-2

Вышел в советский прокат в 1988 году. Самый известный фильм Имамуры 80-х отличается демонстрацией экстремальной нищеты, которая делает фильм больше похожим на фильм ужасов, чем на драму.

Замужество Марии Браун (Die Ehe der Maria Braun), 1979, режиссер - Райнер Вернер Фассбиндер

-3

Вышел в советский прокат в 1983 году. Не самый перверсивный Фассбиндера, но всё же фильм Фассбиндера, действие которого стартует в Берлине 1945, а заканчивается на фоне экономического бума в ФРГ.

Старое ружье (Le vieux fusil), 1975, режиссер - Робер Энрико

-4

Вышел в советский прокат в 1977 году. В отличие от большинства других фильмов в подборке, "Старое ружье" - не артхаус, а жанровое кино, причём пользовавшееся в советском прокате изрядной популярностью. Всё бы хорошо, если бы не выкрученный до предела регулятор экранной жестокости.

Освежить фильм в памяти можно например на Кинопоиске, для чего можно использовать промокод, активирующий подписку на 45 дней (вбивать надо сюда - https://www.kinopoisk.ru/gift/): CINEMANUAL45

Пятая печать (Az ötödik pecsét), 1976, режиссер - Золтан Фабри

-5


Вышел в советский прокат в 1977 году. "Пятая печать", пожалуй, самый психологически неуютный фильм в данном списке, на фоне которого "Восхождение" Ларисы Шепитько выглядит как приключенческий кино.

Скромное обаяние буржуазии (Le charme discret de la bourgeoisie), 1972, режиссер - Луис Бунюэль

-6

Вышел в советский прокат в 1987 году. Одна из самых известных работ Бунюэля и один из самых известных сюрреалистических фильмов, что автоматически не только выводит его в категорию "не для всех", но и говорит о нём как о вещи строго анархистской.

Амаркорд (Amarcord), 1973, режиссер - Федерико Феллини

-7

Вышел в советский прокат в 1982 году. Феллини и Бергман - два режиссера, "назначенных" советской критикой главными мировыми гениями, поэтому понятно, почему "Амаркорд" попал в прокат. Интересно, однако, что фильм представляет ностальгическую зарисовку о детстве в фашисткой Италии с неприкрытым фрейдизмом.

Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений (Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto), 1970, режиссер - Элио Петри

-8

Вышел в советский прокат в 1974 году. Итальянское кино было желанным гостем в советском прокате, при том что в 70-е именно итальянцы снимали самое откровенно-провокационное кино. Политически верное, но провокационное.

Семейный портрет в интерьере (Gruppo di famiglia in un interno), 1974, режиссер - Лукино Висконти

-9

Вышел в советский прокат в 1978 году. Главные декадентские шедевры Висконти "Гибель богов" и "Смерть в Венеции" советский экран миновали. "Семейный портет в интерьере" не так прямолинеен, но по сути о том же разложении.

Профессиональный риск (Les risques du métier), 1967, режиссер - Андре Кайат

-10

Вышел в советский прокат в 1973 году. Самый известный проект адвоката-ставшего-режиссером Андре Кайата, решенный в жанре детективного триллера. Провинциального учителя, обвиняют в изнасиловании ученицы, что истине не соответствует.

С полным списком иностранных фильмов, вышедших в советский прокат можно ознакомиться здесь.