Период Октябрьской революции стал определенной поворотной вехой в истории развития кинематографа в России. Идеологи новой социально-политической парадигмы во главе с Лениным видели в кинематографе инструмент формирования человека нового образца, отражения идеалов создаваемого советского общества.
На государственном уровне перспективные возможности использования фильмопроизводства для достижения различных целей широко отмечались еще до революции. При этом ориентированность (в функциональном плане) буржуазного кино на зрелищность и развлечение противопоставлялась созидательной общественной роли советского кинематографа, направленного на реализацию (как на теоретическом, так и на практическом уровне) воспитательных и образовательных задач.
Высказывания Ленина о кино
Так, в 1914 г. Ленин в одной из своих статей, подчеркивая просветительское значение киносъемки, указывал на ее использование не только в качестве инструмента исследования и обучения, но и в качестве орудия производственного стимулирования и обучения персонала. Кинематограф был призван выполнять функции своего рода катализатора труда: для служащих и рабочих на экран воспроизводилась правильная техника выполнения того или иного вида работ.
В 1917 г. Ленин в своих выступлениях обратил особое внимание на потенциальные возможности кино как средства популяризации знаний. При этом он опирался на зарубежные (Канада, США, Англия) показательные примеры съемки способов организации трудового процесса и ведения сельского хозяйства; законов существования животного и растительного мира.
Постреволюционный период развития кинематографа — начало его институционализации
После Октябрьской революции статус кино как средства идеологического просвещения и воспитания масс продолжал расширяться и укрепляться. В программе политической партии кинематограф, наряду с библиотеками, университетами, народными домами, был отмечен в качестве формы внешкольного образования; его значение в жизни общества возрастало, но не как инструмента творческого видения, а как неотъемлемой части политической пропаганды и формирования нового мировоззрения. Однако развитие новой области культуры столкнулось с многочисленными проблемами: кадровыми, техническими, финансовыми.
Первый советский орган, регулирующий развитие кинематографа, — Киноотдел Внешкольного совета Государственной комиссии по регулированию — появился только в январе 1918 г. Деятельность Отдела заключалась в организации просветительских сеансов, наглядно дополняющих лекции. Такие показы пользовались большой популярностью, особенно показы, устраиваемые е в Зимнем саду.
В первой половине 1918 г. были учреждены Московский и губернские кинокомитеты, обладающие более широким спектром прав и полномочий. Экономическое поле их деятельности включало контроль расхода электроэнергии, учет запасов пленки, определение ценовой политики на кинокартины и киноматериалы и т.д.; идеологическое поле — выдачу разрешения на съемку кинохроники, предварительный просмотр афиш и плакатов.
В мае 1918 г. Московский кинокомитет был преобразован во Всероссийский и стал подчиняться непосредственно Наркомпросу. Руководителем был назначен Д.И. Лещенко. В этот период появились первые послереволюционные распоряжения Ленина относительно кино:
- отправить в Америку несколько экземпляров кинохроники, отображающей Октябрьские события;
- выделить на развитие материально-технической базы зарождающегося кинематографа финансовые средства в отечественной и иностранной валюте
Использование первых кинофильмов в работе агитационных поездов и пароходов ВЦИК
Постепенно возможности кинематографа стали активно применяться в работе получивших широкое распространение в 1918-1919 гг агитационно-инструкторских поездов и пароходов ВЦИК. Поезда направлялись в различные регионы страны с целью пропаганды, а трансляция фильмов являлась одной из главных форм реализации этой цели. Показ сеансов проходил либо в специально оборудованных вагонах, либо под открытым небом. Новаторство и зрелищность данного предприятия притягивали многочисленную аудиторию зрителей, однако репертуар отличался тематической и жанровой ограниченностью: среди фильмов преобладали детские сказки, устаревшие научно-просветительские картины, фильмы-инструкции по земледелию. Особой популярностью пользовались кинохроники, а также зарождавшееся советское агитационное кино.
Высказывания Луначарского и Керженцева о назначении кинематографа в Советской России
В 1920 г. Ленин предложил расширить влияние кинематографа в работе агитпоездов и пароходов. Он выступил за тщательный отбор кинолент; организацию системы закупок картин за границей (через специально созданное представительство), а также налаживание отечественного фильмопроизводства. Наркомпрос начал работать в этом направлении еще в 1918-1919 гг., наметив полномасштабную программу выпуска кинолент, о чем было изложено в журнале «Кинематограф» в статьях Луначарского и других деятелей культуры. Но речь не шла о формировании аутентичного лица российского кино и творческом самовыражении: кинематограф был, в первую очередь, глашатаем политических идеалов, проводником «социалистического духа». С точки зрения сюжетной составляющей Луначарский предлагал обратиться к истокам зарождения государственности, сфокусировать внимание на истории науки, открытий, бытовых достижений, но все картины так или иначе должны были служить целям революционной пропаганды.
Такую же мысль в своих высказываниях проводил и П.М. Керженцев — известный советский государственный деятель. Кинематограф, с его точки зрения, должен был также служить задачам коммунистического воспитания, а в идейном отношении сосредоточиться на показе движения масс. Тематически Керженцев предлагал экранизировать мировые и локальные исторические события, запечатлеть на пленке особенности жизни крестьянства и рабочего класса, сделать достоянием общественности героические образы видных революционных деятелей: Плеханова, Радищева, Маркса и Энгельса. Он выступал за идейно-политическую детерминированность сюжета, его партийно-оценочную направленность, в частности при создании кинохроник. Керженцев говорил о необходимости фиксировать на пленке не только знаковые государственные и общественные события (съезды, демонстрации), но и обыденную жизнь людей, что в дальнейшем нашло отражение в деятельности ведущих представителей школы советской кинематографии (Вертов, Эйзенштейн).