Найти тему
Екатерина Уколова

Как работает CRM-маркетинг и как он влияет на продажи: воронки, рассылки, метрики

Оглавление

Разбираемся с CRM-маркетингом. Как работает и что нужно анализировать?
Разбираемся с CRM-маркетингом. Как работает и что нужно анализировать?

CRM-маркетинг — это набор каналов, включающий в себя e-mail, push-уведомления, смс, месенджеры, онлайн-чаты на сайте, которые можно настраивать и персонализировать под группы клиентов или под конкретных клиентов.

Для эффективной работы CRM-маркетинга не стремитесь развивать только один канал продвижения. Пробуйте разные, добавляйте в стратегию элементы и инструменты из разных каналов, и тогда каждый из каналов поможет вам “достучаться” именно до вашего клиента. На практике, для каждого определенного сегмента подходит тот или иной канал коммуникации. Нет ничего страшного в том, чтобы в процессе отладки и экспериментов “отключать” какой-то из каналов, если он не приносит эффекта.

Цели CRM-маркетинга:

— привлечение клиента к первой покупке

— удержание клиента (вторая, третья и последующие покупки, и превращение клиента в амбассадора бренда)

Как достигать этих целей?

  • Отслеживать изменения потребительского поведения и исследовать аналитику. На основе этих данных максимально персонализировать общение с клиентом и предлагать ему тот товар, который “закроет” его боли.
  • Сделать путь пользователя максимально простым и приятным в зависимости от каналов.

Запомните, CRM-система — это про продажи, а CRM-маркетинг — это про то, как помочь отделу продаж выстроить автоматические и массовые коммуникации, чтобы подогреть интерес к вашему продукту.

CRM-маркетинг влияет не только на продажи. Если вы автоматизируете максимум бизнес-процессов, то и увеличится качество тех самых продаж, контроль за процессами станет проще, а еще уменьшатся ваши расходы.

Путь клиента

Как правило, независимо от того B2B или B2C бизнес у вас, воронка будет состоять из одних и тех же этапов:

  • клиент узнает о вас
  • клиент посещает сайт и соцсети
  • клиент связывается с вами /оставляет заявку
  • клиент задает вопросы или уточняет детали
  • клиент принимает решение, что ему нужен ваш товар
  • клиент покупает товар впервые
  • клиент возвращается за второй и последующей покупкой

На этапе посещения вашего сайта или соцсети предлагайте потенциальным клиентам лид-магнит. Это может быть купон на скидку, бесплатный период, подарок. Но обязательно то, что человеку будет ценно от вас получить, и он захочет в ответ оставить вам свой контакт. Также круто работает вовремя показанный поп-ап с предложением подписаться и получать выгоду. Виджет на сайте с предложением перезвонить тоже является хорошим источником сбора контактов. Как вы уже поняли, основная цель на этом этапе получить контакт.

Как только вы получили контакт, надо познакомить клиентов с компанией и товаром. На этом этапе круто работают welcome-сервисы, например чат-боты. Очень хорошо, если вы сразу же сумеете сегментировать клиентов. Например, магазины одежды могут сразу же после подписки спрашивать для кого клиент ищет одежду. То есть разделять клиентов по полу — мужчина или женщина. Магазины детской одежды могут спрашивать возраст ребенка и так далее.

Если вы видите, что клиент проявляет интерес, то обязательно подогревайте его заинтересованность. Здесь работают рассылки, промо-письма и продукты-трипвайеры. Трипвайер — это платный продукт, но с минимальной ценой по сравнению со всеми остальными товарами. Как правило, в качестве трипвайера берут тот товар, который дополняет продуктовую линейку, но на котором компания практически не зарабатывает. Трипвайер — по-другому, это пробник. Пусть по небольшой цене, но тот товар, который клиент точно купит.

А как только клиент сформирует корзину и приступит к оформлению товара, попробуйте сделать up-sale и cross-sale сделки. То есть предложите ему дополнительные товары, которые он возможно забыл купить и которые ему пригодятся (сопутствующие, дополняющие или даже заменяющие товары).

Чтобы подвести человека к повторной покупке сделайте новостные промо-рассылки. Но не отправляйте одно письмо на всю базу. Попробуйте сегментировать клиентов и предложить каждой группе то, что им нужно именно в данный момент. Здесь также хорошо работают триггерные рассылки, которые постепенно будут подогревать вашего клиента к последующей покупке.

Прямой эфир на тему увеличения продаж в любой сфере бизнеса уже в этот вторник. Простая регистрация, подарки всем участникам и никакой воды!
Регистрируйтесь и получайте подарки!

ТОП-5 e-mail писем, которые 100% работают в любом бизнесе:

  • Массовая промо-рассылка с классным оффером. Это отлично работает как в B2B, так и B2C, но с единственным правилом — делить на сегменты, как я говорила выше.
  • Welcome письма. Где бы клиент не оставил свой контакт — на сайте или в соцсети, отправьте ему ознакомительное письмо про вашу компанию, вашу продукцию, про ваши услуги, про команду и ваши кейсы. Это не только хорошо презентует, но и хорошо продает на дальнейших переговорах.
  • Брошенная корзина. Одна из самых конверсионных писем в e-commerce. Порядка 15% всех забытых корзин потом возобновляются и продаются.
  • День Рождения. Классика — это сделать одно письмо. Нестандартный подход — это сделать цепочку писем за несколько дней до, в сам день рождения и после самого дня. В этом письме работают промокоды, скидки и бонусы. И человеку приятно, и вам продажа.
  • Статус заказа. Если человек у вас что-то купил, не поленитесь, сделайте письма о статусе заказа, о дополнительных возможностях, бесплатной доставке при следующей покупке и т.д.

Самые действующие побуждающие к покупке триггеры в e-mail — это ограничение по времени и ограничение по количеству. Хорошо также действуют на психологию “тающие” скидки, то есть со временем скидка становится все меньше и меньше.

Коллаборация между брендами хорошо вовликает аудиторию, как вашу, так и того бренда, с которым вы решили провести партнерскую рассылку.

С такой же тематикой можно запустить цепочку писем и каждый день предлагать подписчикам “крючок”. Например, магазин одежды, может каждый день открывать распродажу на какой то определенный раздел, и тем самым подогревать интерес подписчиков. Клиенты будут ждать писем, чтобы узнать какой раздел одежды будет на распродаже в следующий раз. Другие компании могут открывать скидки частично или сделать “колесо фартуны” — купон, скретч-карта на какую-то скидку, когда размер скидки клиент узнает после какого-то действия. Механика в таких интерактивах всегда одна — удержать внимание подписчика и создать впечатление, что именно он “выиграл” такую скидку, а завтра скидка будет еще больше, и и т.д.

Прямой эфир на тему увеличения продаж в любой сфере бизнеса уже в этот вторник. Простая регистрация, подарки всем участникам и никакой воды!
Регистрируйтесь и получайте подарки!

Как работают чат-боты?

Механика чат-ботов отличается от e-mail тем, что в чат-ботах практически нет массовых промо-рассылок, а есть индивидуальные способы получить скидку. К примеру, при покупке в офлайн-магазине клиент может зайти в чат-бот и получить персональную скидку на конкретную позицию в ассортименте. Или оставить отзыв в чат-боте и получить бонусы при следующей покупке.

Чат-бот — это образно отдельный “продукт” в вашей компании. Есть сайт, есть рассылка, есть мобильное приложение, есть мессенджеры, есть чат-боты. В каждом из них свои особенности и инструменты.

Сбор клиентской базы

Многие наверняка сталкивались с таким явлением, когда некогда популярные поп-апы на сайтах сейчас все больше мешают и раздражают, чем приносят реальных подписчиков. Многие поисковики даже начинают банить за слишком агрессивные поп-апы. Поэтому надо адаптироваться — делать их менее крупными, активными и раздражающими. Стоит также подумать над интересным и привлекательным оффером. Но при этом при всем конверсия поп-апов на 30% выше, чем у статичных форм сбора адресов. А это значит, что надо изменить настройки и подачу, и тогда на вашем сайте люди будут чаще подписываться, чем просто закрывать его от злости. Не забывайте тестировать все изменения, смотрите на динамику,

Что работает круче всего?

  1. игровые механики. Предложите клиенту за подписку выиграть ценный приз из множества других не менее ценных призов. Но для вас самое интересное, что все призы сразу отдавать не надо. Будет один и тот же приз, но у посетителя сайта будет впечатление, что он сам такой удачливый и именно ему попался этот приз. Не забывайте о честности, после ввода данных вышлите клиенту его выигрыш, такой как вы и обещали. Сами призы для разнообразия можно менять ежемесячно, чтобы вас не уличили в обмане. Стилизуйте розыгрыш в виде интерактивной игрушки (попасть в мишень, выбрать сектор, раскрутить барабан и так далее).
  2. праздничные рассылки. Как пример, “черная пятница”, Хеллоуин, Новый год, 8 марта, майские праздники и так далее. Поводов для скидок и покупок можно найти очень много в течение года. В основном здесь используют промо-рассылки с хорошей заманчивой подачей, яркими картинками и анимациями. В качестве информационного повода вы можете использовать даже какие-то значимые события в стране и мире. Например, многие компании, даже не относящиеся к спорту, устраивали интерактивы во время Чемпионата мира по футболу.

Какие показатели нужно отслеживать в CRM-маркетинге:

— CTR, стоимость клика по рекламе и по рассылке

— метрики для оценки лидогенерации (CPO, CR, CPA)

— ключевые финансовые метрики (обратные инвестиции и средний чек)

— метрики рассылок по е-mail (как часто открывают, какие письма, кликабельность, отписки и баунсы).

И не забывайте, в любом вашем действии, при оптимизации любых бизнес-процессов использовать Цикл Деминга или цикл PDCA. Это значит, что любое внедрение, изменение и новая задача контролируется по 4 фазам: Plan — Планируй, Do — Делай, Check — Проверяй, Act — Изменяй/Корректируй. Это эффективная модель управления качеством, оптимизация всех направлений и сфер в бизнесе. Применяя такую технику, можно улучшить финансовые показатели в любой компании, как в B2B, так и в B2C и B2P сферах. Тщательно изучайте все процессы, чтобы найти недостатки, слабые места и устранить их.

В качестве вывода приведу простую формула успеха — чем больше вы будете экспериментировать в работе, в рассылка, в письмах и инструментах, тем быстрее вы достигнете желаемых результатов.

Зарегистрироваться на вебинар по увеличению продаж!