Найти тему

Великий Омар Хайям: таджик, узбек или иранец?

Оглавление
Источник фото: socratify.net
Источник фото: socratify.net

Иногда возникают ситуации, провоцирующие недопонимания по поводу национальной принадлежности известной личности. Не исключением в этом ракурсе является и Омар Хайям – один из наиболее неоднозначных и противоречивых исторических персонажей.

  Источник фото: pinterest.ru
Источник фото: pinterest.ru

Установлено, что будущий поэт родился в персидском городе под названием Нишапур. Это, пожалуй, самая доказанная и неопровержимая составляющая его биографии. Даже точная дата его рождения пока однозначно установлена не была – примерно между 1028 и 1048 годом. Многие исследователи и энциклопедические ресурсы взяли за отсчет именно 1048 год.

Что смущает историков и литературоведов?

Омар Хайям родился и жил в то время, когда самого понятия Таджикистан и близко не было, но зато присутствовала Великая Персия – общая, достаточно большая территория. Наследниками Персидской империи принято считать иранцев, да и родился поэт в городе, который на данный момент расположен на территории этой страны. Неудивительно, что иранцы уверены, что именно они могут называть Хайяма своим героем.

  Источник фото: 24smi.org
Источник фото: 24smi.org

Но здесь есть одно серьезное «но»… С таким же успехом его можно назвать арием или узбеком.

Чем аргументируют таджики

Тем не менее, таджикские искусствоведы и ученые однозначно настаивают на том, что Омар Хайям был земляком. Что же они предлагают в поддержку своего мнения?

  • Поэт практически всю свою жизнь, по крайней мере, в тех рамках, о которых известно относительно достоверно, прожил на территории современного Таджикистана, а точнее, в городе Самарканд. Речь идет о древнем персидском населенном пункте. По некоторым источникам, так назывался ранее один из городов Таджикистана, потом название "перекочевало" в современный узбекский Самарканд. По этой причине, проживания Хайяма в Самарканде, многие узбеки называют учёного соотечественником.
  • Доподлинно известно, что творец достаточно много путешествовал. Но всегда возвращался в этот город. Как говорится его постоянно тянуло в те места, которые он считал своей Родиной. В этом существует определенная доля истины, особенно в свете его философских суждений. Однако умер поэт все же в Нишапуре в 1131 году (еще один факт, который редко ставят под сомнение). Но здесь невозможно ответить однозначно, целенаправленно ли он туда отправился умирать, или это произошло спонтанно во время очередного путешествия.
  • И самое главное. Установленные оригиналы произведений написаны на древнеперсидском языке, точнее, наречии, крайне близком к современному таджикскому языку. Именно по этой причине было сделано предположение, что Омар Хайям – таджик. И ведь не поспоришь! Национальную принадлежность как нельзя лучше выдает именно язык, на котором говорит человек, а тем более, творит.
  • Криминалисты утверждают, что черты Омара Хайяма соответствуют усредненному типу таджика в большей степени, чем иранца. А современным методам идентификации можно верить с высокой долей вероятности.

В качестве выводов

Таким образом, можно сделать следующие выводы. 

Во-первых, безусловно и однозначно, таджики и иранцы будут еще долго спорить по поводу национальной принадлежности великого поэта, публициста, философа. И каждая сторона будет доказывать свою правоту. Но именно жители Таджикистана, по мнению многих исследователей, имеют больше прав называть его своим соотечественником.

Во-вторых, в условиях, когда ярко выраженных национальностей не существовало именно языковая принадлежность может считаться определяющей.

В-третьих, до 19-го века творчество поэта вообще не изучалось, тем более, при его жизни не велась хронология. Как следствие, информация о нем достаточно скудная. Наверное, таджики в этом ракурсе имеют веские основания называть Омара Хайяма своим земляком, считая его гордостью своей страны.

  Источник фото: tu-baginya.ru
Источник фото: tu-baginya.ru