Ну, этого американского фантаста знают все любители жанра. Роджер Желязны прославился как своими прекрасными и сложными фантастическими произведениями, так и романами в жанре фэнтези. А также чудесными книгами на стыке жанров, где фантастика перемешивается с мифологическим фэнтези. "Князь Света", "Создания Света и Тьмы", "Создания Света и Тьмы", "Маска Локи", "Долина проклятий", "Остров мертвых" и, конечно, знаменитый цикл "Хроники Амбера". Пробовал себя писатель и в жанре юмористическом, как пример такой работы - совместный роман с Робертом Шекли "Принеси мне голову прекрасного принца".
Но это всё известные и многими любимые произведения Желязны. А я хочу сегодня рассказать о малоизвестной повести этого автора "Спящий", которая входит в цикл "Джокер".
Кройду было четырнадцать лет, когда сон стал его врагом, превратился в нечто темное и ужасное. Сон стал его тяжким крестом, его судьбой. Адом в рассрочку.
Однако это не было неврозом. Детство Кройда испарилось в тот день, когда в мир пришел вирус «Шальная карта», наделивший людей экстрасенсорными и иными аномальными способностями. Кройду же досталось больше других...
Занятная история от классика фантастики на тему мутаций. Очень занятная. Расчудесно раскрыта тема того, что чувствует человек, когда в нем что-то меняется. Да, это, конечно, фантастика, но ситуацию главного героя вполне можно перенести и в реальность. Пусть и не в такой ужасающей степени. Сюда же можно приплести и внутренние метаморфозы - вот показан главгерой с одними способностями, а вот, через новый оборот сна, уже с другими - такое наглядное получается "пособие" под названием "Внешнее часто является отображением внутреннего". Но и обратное есть - внешнее тоже влияет на внутреннее. Обоюдно. Впрочем, что и зачем в данном случае понимать можно вообще по-разному. Особенно концовку. Какой там сильный образ получился! Последняя "метаморфоза" главгероя - во что и где. Насмешка судьбы. Сатирическая комедия положений. Гротескная сцена, в которой хочется задержаться, понаблюдать и поковыряться в попытках найти хоть какой-нибудь аллегорический смысл.
С чего бы это? А потому что всё начинается внезапно и спонтанно. Причем, сначала думаешь, что это будет какая-нибудь альтернативная история, когда война не закончилась, а продолжилась, но уже не против немецкой военной машины и её союзников, а против внеземных захватчиков. Но... Сначала вроде всё к этому и идет. Сцена воздушного сражения, бомба (или нечто подобное, очевидцев нет), сброшенная на город и начавшаяся паника среди населения... На этом всё. Дальше история разворачивается в иную сторону. Оказывается, что в бомбе был спрятан какой-то странный вирус, что-то типа бактериологического оружия. А может и не оружия. Может чего-то такого, что должно было вызвать мутации и сделать человека похожими на этих самых инопланетян. Тут что хочешь додумывай, так как автор ничего не объясняет и не рассказывает по этому поводу. Зато очень много о самих мутациях и мутантах. Кто-то умер. Кто-то не заразился. А кто-то заразился, но не умер, а мутировал. Причем мутации очень странные. Но самая большая странность это то, что происходит с главным персонажем - четырнадцатилетним Кройдом Кренсоном. В принципе дальше и описывается все его изменения, то, что с ним происходило и как он пытался с этим жить. В принципе, у него неплохо получалось. До определенного момента.
Странная вещь. Просто рассказанная фантастическая история. Тут нет каких-то моральных дилемм, какой-то борьбы бобра с ослом, какого-то морального выбора. А то, что есть, не тянет на то, что хотелось бы от такой классно написанной повести и такой задумки с мутациями. Но может быть это как раз просто рассказать. Без каких-то глубоких смыслов. Всё просто и всё на поверхности.
Но... Может оно там дальше есть? Ведь эта повесть - начало цикла из четырех повестей "Джокер", который в свою очередь входит в большой межавторский цикл "Дикие карты", произведения которого писались для серии антологий под редакцией Джорджа Мартина. Буду читать дальше, так как завершающий первой повести грандиозен. История Кройда заинтриговала.
А, и это... Это детективная фантастика, криминальная, ибо Кройд наш любит ввязываться в разные темные делишки.))
Из рубрики "Малоизвестное".