Из цикла "Проклятие Кукуя. Тайны и были Немецкой слободы и её обитателей"
Вечером 12 февраля 1699 года яркие огни праздничного фейерверка пестрым калейдоскопом красок расцветили заснеженную Яузу. Вся Немецкая слобода, да что Кукуй, вся Первопрестольная высыпала из домов на мороз. Иногда потоки празднично разодетых зевак разгонял скрипящий рессорами возок важного боярина, заставляя пешеходов жаться вдоль заборов. Все спешили на высокий берег реки, кто поглазеть на новое московское чудо – «большие каменные палаты», а кто - по приглашению царя - на новоселье.
На расчищенной до кирпичной мостовой площадке толпились придворные. Мощная фигура царя Петра появлялась то в одной стороне, то в другой. Вельможи семенили, толкаясь следом, едва поспевая за аршинными царскими шагами.
Пётр, как всегда, суетлив – всё хочет осмотреть быстро, везде самому попробовать на ощупь. Он доволен. Благодушие царя не случайно. Недавно вернувшись из-за границы и в России поведав уже немало, Пётр нигде ещё не видел подобного дворца. Впрочем, так и должно было случиться, ведь здание вобрало в себя всё лучшее по тем временам от зарубежной архитектуры и русского зодчества.
Расположенный на возвышенности дворец великолепно просматривался со всех сторон, словно висел в воздухе. Талантливый замысел, прекрасно воплощенный в камне, создавал иллюзию трех сказочных теремов, слитых в единое здание. Центральная трехъярусная часть, наделенная основным ризалитом, возвышалась над двухэтажными сенями и палатами. Три проездные арки в центре здания, надёжно подпирали огромный зал, располагавшийся над ними. По сторонам, в тени колоннады, тонули два парадных подъезда.
По уровню второго этажа дворца проходил балкон — «входная галерея», со стороны Яузы длиной в 38 метров, со стороны двора — 16 метров. На ней в сторону реки стояли небольшие, почти игрушечные пятьдесят пушек, заряд которых составлял всего от 100 до 200 грамм пороха (0,25 - 0,5 фунта).
Как и большинство архитектурных сооружений петровской эпохи в Немецкой слободе, главный фасад дворца был обращен не на улицу, а на реку, что, вероятно, было связано с перемещением по Яузе, как судоходной реке летом, а зимой по льду.
Перед парадным фасадом дворца, вдоль берега вырытого пруда, соединенного каналом с Яузой, тоже стояли пушки, но уже среднего калибра, а на противоположном берегу реку, неподалеку от казарм, большие орудия. И из всех этих орудий салютовали Петру и его гостям.
С галереи летом должен был открываться чудесный вид на мощенное кирпичом «гульбище», обширный парк с прямыми галереями стриженных кустов и деревьев, спускавшихся к Яузе, с прудам и каналам.
Высокие крутые черепичные крыши венчали симметричную постройку дворца, забавляя взгляд затейливыми узорами железных гребешков.
На традиционном красном кирпичном фоне фасада празднично белели резные белокаменные пилястры и карнизы, а богато декорированные наличники украшали окна цветного стекла. Здание обильно покрывал белокаменный растительный декор, зрительно облегчавший и пластически обогащавший монументальное сооружение, придававший ему приветливость и нарядность.
Дворец ещё традиционно размещался на подклете, как строились все древнерусские палаты. Поэтому на второй этаж, попадали по наружным лестницам. Это был парадный этаж. В центре здания располагалась «большая столовая палата», к которой с обоих сторон примыкали квадратные сени – аванзалы, а за ними по четыре квадратных помещения по углам здания.
Главный парадный прямоугольный зал занимал площадь более трёхсот квадратных метров и имел неслыханную по тем временам десятиметровую высоту! Освещали его с двух сторон аж три ряда окон: в нижнем ряду окна были большие прямоугольные, в среднем - квадратные, в верхнем - маленькие восьмиугольные.
Перекрытием зала служил не традиционный крестовый свод, как в Грановитой палате, и не коробовый свод — как в Крестовой палате Патриаршего дворца в Кремле, а новомодный плоский деревянный потолок, прикрепленный к стропилам крыши. Он был обит материей и расписан.
Под потолком в центре зала висел большой чеканный позолоченный двуглавый орел - герб России, который напоминал, что зал предназначен для обсуждения здесь важных государственных дел.
Пётр давно задумал построить свою резиденцию в Ново-Немецкой слободе, вдали от боярского Кремля и родительского Коломенского. Он строил официальный дом приёмов и место для своих пьяных разгулов и любовных утех. Поэтому на хорах «большой палаты» размещался орган, под звуки которого гости должны были танцевать. Хотя формально дворец он подарил "другу Францу" Лефорту, но строил он его, конечно, для себя.
Во время строительства, ещё 1 июля 1698 года, архитектор Дмитрий Аксамитов запрашивал, как отделывать почти завершенные стены внутри дворца — штукатуркой или деревом? Тогда решили штукатурить, но неожиданно пришлось форсировать работы. Мера была вынужденная, потому что царь срочно вынужден был вернуться из-за границы в Москву из-за стрелецкого бунта. Поэтому стены парадного зала наскоро обили к новоселью красным сукном.
Сохранился документ, по которому «...Петр Алексеевич указал взять из Приказа Большой казны в приказ Каменных дел... в столову палату адмирала Франца Яковлевича Лефорта на обивку стен 476 аршин сукна английского красного». На стенах зала висели иконы, религиозные картины, «парсуны» - портреты: «в рамах резных белых за стеклом персона великого государя, да на другой стене две персоны - одна мужская, другая женская». Изображенная на портрете женщина была ни кто иной, как Анна Монс. К сожалению, этот портрет до нашего времени не сохранился, поэтому мы не знаем, как выглядела «первая красавица» Немецкой слободы. На прочих стенах висели многочисленные зеркала в резных золоченых и янтарных рамах. Между ними размещались стенные «шандалы» - подсвечники.
Золоченая резьба, лепнина, романтические блики многочисленных свечей в зеркалах и посуде придавали апартаментам парадность и блеск. Особый уют и тепло создавала большая изразцовая печь. Она поднималась от пола до потолка помещения и была выложена цветными рельефными изразцами, вид которых дополнял роскошь убранства зала.
Не только парадный зал, но и жилые комнаты в каждом крыле второго этажа дворца были роскошно обставлены. Попасть в них можно было через сени. В царской половине одна из палат была «обита зеленой кожей и уставлена ценными шкафами, вторая содержит предметы китайской работы, третья украшена серебряной дамасской парчой и здесь находится кровать трех локтей высотой с красноватыми занавесями». В петровской комнате стены обтянули белой тканью, на которой были нанесены картины морских и сухопутных баталий. Под потолком висели большие модели морских судов: «комнату его величество сверху донизу украсил маринами, а с потолка свешивались галера и корабли».
Странный зловещий интерьер имена комната адмирала Лефорта в другом крыле дворца: её стены были обиты черным сукном, поэтому она носила прозвище – «черная палата». На стенах висели зеркала в позолоченных рамах и 25 позолоченных шандалов. Комнату обставили резной позолоченной мебелью, украсили костяным паникадило – люстрой. «Друг Франц» любил в ней уединяться на долгие часы, судачили, будто он там «колдует».
В плане здание имело форму прямоугольника с внутренним двором. Дворец стоял в парке на правом берегу Яузы, по улице, которая до 1933 года называлась Коровий брод, а теперь ещё менее благозвучно - 2-я Бауманская улица! Как будто мятежных революционеров с такой фамилией у нас было два!
Слева от дворца находился бывший дом «с залой» Лефорта. Справа вскоре появится усадьба и дом графа Фёдора Алексеевича Головина. За рекой, на расстоянии от полутора до трех верст, располагались их полки: Преображенский и Семеновский, Офицерский и Солдатский Лефортовские полки. Восточный фасад дворца выходил на Немецкую слободу.
Царю настолько нравилось это место, что в 1722 году он приобрел усадьбу и великолепный парк позади дворца, устройством которого занимался настоящий мастер своего дела голландский садовод Брантгоф. Здесь были поражающие воображение системы каналов, прудов, террас, украшенных гротами, беседками и искусно устроенными цветниками.
«Этот большой каменный дом, - писал военный советник барон Генрих Гюйсен, - был выстроен за счет царя из собственных его сумм». По его свидетельству, дворец обошелся Петру в 80 000 талеров.Петровкая
Новоселье в Лефортовском дворце превратилось в трехдневное беспробудное пьянство, когда гостей насильно не выпускали на улицу. И по Москве ещё долго судачили о том, как «Князь-папа всешутейшего и всепьянейшего собора» Никита Моисеевич Зотов освятил дворец в честь языческого бога Вакха, прыгая с кадилом, распространявшим табачный дым. Шутовской патриарх или, иначе, князь-папа, крестил свою паству крест-накрест сложенными курительными трубками и причащал из своего Евангелия, под обложкой которого скрывались не священные тексты, а бутылка водки. Время от времени вся пьяная коллегия выезжала в город, своими непотребными шутками и выходками, повергая в смятение добропорядочных москвичей.
Потом во дворце впервые пьяный царь начнёт резать бороды боярам и длинные рукава их кафтанов.
На новоселье присутствовали царь, бояре, иностранные посланники и служилые иноземцы, всего около трехсот человек. Вдоволь навеселившись, Петр уехал в Воронеж строить флот, а адмирал Лефорт слег, заболев горячкой, и вскоре здесь и умер.
Между тем, в те дни злосчастного пьянства на новоселье во Дворце на Яузе, всю Москву «украшали» более тысячи виселиц с трупами казнённых накануне стрельцов.
В своём «Дневнике поездки в Московское государство в 1698 году» за 21 октября Иоанн Корб отмечал: «Едва ли столь частый частокол ограждал какой-либо другой город, какой составили стрельцы, перевешанные вокруг Москвы».
И не случайно в те дни среди москвичей окончательно укоренились слухи, будто на самом деле царь Пётр умер за границей во время своего «Великого посольства» ещё два года назад, а в Россию, под видом его, вернулся антихрист!
Продолжение следует... Автор Владлен Дорофеев
Подробности в книге Владлена Дорофеева "Проклятие Кукуя. Тайны и были Немецкой слободы и её обитателей" перейдя по ссылке: https://ridero.ru/books/widget/proklyatie_kukuya/
Другие публикации автора: Пожизненный смертельный страх Петра I https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/prokliatie-dinastii-romanovyh-pojiznennyi-smertelnyi-strah-petra-i-5deb994b43fdc000ae534997
Разгульная «кумпания» Анны Монс https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/razgulnaia-kumpaniia-anny-mons-5ac2146d48267788694d61d9
Как гулял и пьянствовал «всешутейший и всепьянейший собор» https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/5ac21d44dcaf8ec068a93a83/edit
Как Брюс с Петром создали масонское "Нептуново общество" https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/kak-brius-s-petrom-sozdali-masonskoe-neptunovo-obscestvo-5ac2294c9f43472248ac840d
Тайна смерти царевича Петра Петровича. https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/prokliatie-dinastii-romanovyh-taina-smerti-carevicha-petra-petrovicha-5d4ace2b8da1ce00adf48e44
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!