Т-60 в Битве за Москву
Первые выпущенные с завода №37 малые танки Т-30 начали поступать в войска в августе 1941; они шли в танковые дивизии второго формирования, пополняя прибывшие туда же в конце июля последние Т-40. Причем вновь в документах того времени наблюдается путаница, еще больше усиливающая неразбериху в определении типов «изделий»: в заводских «отправиловках» указаны Т-30, а в приемных бумагах дивизий те же танки учтены, как Т-40.
После завершения формирования эти дивизии были отправлены на фронт; вероятнее всего, боевое крещение «тридцаток» произошло 30-31 августа, когда на Брянском фронте пошел в атаку 216-й танковый полк из состава 108-й танковой дивизии. В нем кроме 5 тяжелых КВ и 32 средних Т-34 числилось еще и 25 Т-40 (значительная часть из которых на самом деле являлась танками Т-30). В двухдневном наступательном бою дивизия потеряла 2 КВ, 14 Т-34 и 13 Т-40/Т-30, уничтожив за эти дни у противника 12 автомашин, 22 орудия, 27 танков и не менее 500 человек пехоты. Правда в результате сражения дивизия оказалась в окружении, из которого она вырвалась только 4 сентября. После прорыва из танков в строю остались только 2 КВ, 7 Т-34 и всего 2 Т-40/Т-30.
За сентябрь-октябрь в танковые части, действовавшие на московском направлении, с завода № 37 было передано 308 танков Т-30 из 338 выпущенных за эти месяцы. Правда, к тому времени из-за больших потерь советские танковые войска перешли от дивизионной к бригадной организации. Да и состав бригад в ходе боев «урезался»: уже к концу сентября их танковый полк из трехбатальонного (93 танка всех типов) превратился в двухбатальонный (61 танк). И хотя в это время в войсках на вооружении из «новых» танков находились лишь Т-30, ГКО в своих документах указывает как основной тип танка легкого батальона именно малый танк Т-60 (и только далее как возможный вариант упоминаются легкие Т-26 и БТ). Видимо ГКО, обманутый бодрыми рапортами и «взаимозаменяемой» чехардой документов завода №37 относительно «изделия 030 - изделия 060», уже считал, что в войска идет большое количество Т-60…
Однако точно известно, что первой частью, получившей именно Т-60, стала 21-я танковая бригада – она приняла в начале октября 1941 г в ряду других машин и 10 «шестидесяток» с Горьковского автозавода. Отправленная защищать Москву, бригада сражалась на Калининградском направлении, потеряв за октябрь-ноябрь все танки. Но к тому времени количество Т-60 в войсках неизмеримо возросло: с конца октября ГАЗ начал ежемесячно выпускать Т-60 сотнями! В результате малые танки Т-60, а с ними Т-30 и остатки Т-40 в боях под Москвой составили довольно значительную часть танкового парка Красной Армии - до трети от всех имевшихся танков.
Тем не менее, продолжавшиеся огромные потери бронетехники привели в декабре к тому, что танковых бригадах был ликвидирован уже и танковый полк. Теперь в бригаде кроме мотострелков и пехоты состояло только два танковых батальона общей численностью всего в 46 танков! При этом из-за недостатка тяжелых и средних машин, но благодаря налаженному регулярному массовому поступлению в войска малых танков, количество Т-60 в бригаде по штату составляло почти половину имевшейся бронетехники: 20 «шестидесяток»! Правда, в условиях начавшегося под Москвой советского контрнаступления, сопровождавшегося новыми огромными потерями (в том числе и бронетехники), соблюдать установленный штат было почти невозможно. Потери тяжелых и средних танков за неимением таковых резерных обычно замещались регулярно поступавшими в войска с ГАЗа «шестидесятками». В результате численность машин различных типов в частях сильно «гуляла». И количество малых танков в разных бригадах колебалось от штатных 43%, до 70% (там, где «шестидесятками» заменяли подбитые КВ и Т-34)! Быстро возмещать понесенные в наступлении потери удавалось благодаря самоотверженной работе мастеров завода ГАЗ, выпустивших за три последних месяца 1941 года более 1300 Т-60, и так же успешно продолжавших без отдыха строить сотнями новую технику и в начале 1942 года. Нельзя так же забывать и о заслуге тружеников завода №37, «наклепавших» до октябрьской эвакуации на Урал более 300 Т-30 (которые ГКО принимал за Т-60). Эти машины, за вычетом потерянных в осеннем отступлении, продолжали воевать рядом с «шестидесятками» и во время контрнаступления. Так что не подлежит сомнению, что Т-30 и Т-60 в ожесточенных боях под Москвой сыграли достаточно важную роль в отражении германского наступления, спасении столицы от захвата, и в оттеснении врага от стен Москвы.
Правда, боевая эффективность малых танков в боях была все же невысокой, и они несли огромные потери. Однако при недостатке более мощной бронетехники пусть и довольно слабые, но многочисленные Т-30 и Т-60 оставались чуть ли не главным броневым и огневым подспорьем советской пехоты в грандиозной Московской битве, решавшей судьбу страны. При этом зимние бои показали, что использование малых танков в заснеженном Подмосковье сопряжено с большими трудностями технического характера. Вопреки мнению, что легкие танки за счет малого веса способны хорошо передвигаться по снегу, в реальности и Т-30, и Т-60 еле преодолевали снежные заносы. Их узкие гусеницы прорезали снег до самого грунта, из-за чего танки то и дело садились на брюхо; глубина снега свыше 30 см делала местность для Т-60 практически непроходимой (разве что только по дороге).
Неудачной была и тактика использования малых танков, применявшаяся советскими войсками в 1941 – начале 1942 года. Опыт боев на московском направлении показал, что использование Т-30 и Т-60 в лобовых атаках в одном строю с тяжелыми и средними танками приводило к большим потерям именно малых машин, тонкая броня которых не выдерживала вражеского огня. Однако под командованием грамотного командира и эти малютки со слабым вооружением могли принести в бою существенную пользу. Способные в обычных условиях поражать своими снарядами малого калибра только легкую бронетехнику врага (бронемашины, бронетранспортеры, легкие танки), Т-60 при схватке в населенном пункте получали возможность внезапным броском из-за угла дома сближаться вплотную со средними танками врага и подбивать их, хотя броню этих машин «шестидесятки» пробивали только при выстреле в упор. Кроме того, автоматическая стрельба очередями из ТНШ-20 и спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета ДТ наносила огромный урон пехоте противника, не раз обеспечивая советской пехоте успешное овладение зданиями. Поэтому опытные командиры старались по возможности использовать Т-60 при обороне или захвате населенных пунктов, а так же для охраны штабов, точек связи и т.п.
По завершении битвы за Москву (в феврале 1942), подсчитав понесенные потери в бронетехнике и проанализировав эффективность разных типов танков в боях, ГКО вновь изменил штаты танковых бригад: при сохранении общего числа в 46 танков количество Т-60 в них сократили до 16. А увеличение производства тяжелых и средних танков позволило к началу июня организовать формирование танковых корпусов, в состав которых входили одна тяжелая и две средние бригады (каждая – двухбатальонного состава). Причем малые Т-60 входили в состав и тех, и других бригад. Тяжелая бригада насчитывала 24 КВ-1 и 28 Т-60, а средняя бригада - 44 Т-34 и 21 Т-60. Нужно сказать, что эти штаты были последними, в составе которых фигурировали легкие танки Т-60 - к июлю 1942 года их сняли с производства, потому что уже с начала лета на замену «шестидесятым» в состав танковых частей стали вводить новые машины - Т-70. Правда, так как производство Т-70 по ряду причин развивалось медленнее, чем в свое время «авральный» выпуск Т-60, а «шестидесяток» за весну 1942 «наклепали» уже изрядное количество, Т-60 еще долго продолжали служить в танковых частях плечом к плечу со своей «заменой». К тому же, несмотря на утвержденные штаты, в ряде корпусов в 1942 году недостаток в КВ или «тридцатьчетверках» по прежнему восполняли именно легкими танками. И если в это время даже согласно штатам легкие танки составляли около 35% бронетехники подразделения, то в некоторых корпусах их число достигало даже 60% (как, например, в составе 4-го танкового корпуса 21-й армии Юго-Западного фронта). Причем, несмотря на то, что из-за постоянных застреваний «шестидесяток» в снегу ГКО высказался о целесообразности использования танков Т-60 на юге, где меньше снега, на деле Т-60 и летом, и осенью, и даже зимой 1942-43 гг встречались на всех фронтах - от Юга до Севера.
Лето 1942 года: Т-60 во второй линии
Летняя кампания 1942 года подтвердила опыт Московской битвы, вновь показав, что легкие танки Т-60 имеют низкие боевые качества и не пригодны для ведения наступательных лобовых атак (впрочем, не намного выше фронтовые танкисты оценили и боевые возможности новых танков Т-70). Слабая броневая зашита и тех, и других не позволяла эффективно использовать эти танки для поддержки наступающей пехоты, а бороться с новой, хорошо бронированной немецкой техникой даже 45-мм пушка Т-70 могла с трудом (не говоря уже о 20-мм ТНШ «шестидесятки»). Опыт боев показал, что и Т-60, и Т-70 могли вести эффективным огонь по целям противника с места в обороне (из засад) всего на дистанциях 200-400 метров. А при стрельбе с хода в атаке ведение огня из этих танков вообще было эффективным на дистанции не более 200-300 метров! В результате низкая для сражений 1942 года боеспособность легких танков заставила советское командование пересмотреть тактику их применения. Благодаря постепенному увеличению в войсках количества мощных танков малые Т-60 и Т-70 начали использовать позади более тяжелых машин. Так, при поддержке наступления пехоты в первом эшелоне обычно шли танки КВ и Т-34; они атаковали противника перед фронтом наступления пехоты, причем на удалении от своей пехоты до одного - полутора километров. А танки Т-60 и Т-70 занимали второй эшелон и двигались прямо в боевых порядках пехоты. При прорыве оборудованной линии обороны противника боевой порядок корпусов обычно строился уже в три боевых эшелона. Первый эшелон составляли танки КВ с задачей подавления противотанковых орудий и огневых точек на переднем крае. Второй эшелон занимали танки Т-34, подавлявшие оставшиеся огневые точки; они обеспечивали пехоте выход на передний край. И только в третьем боевом эшелоне находились танки Т-60 и Т-70; они поддерживали огнем атаку пехоты, двигаясь в ее боевых порядках.
К тому же легкие танки часто направляли в выделявшийся при наступательных операциях танковый резерв, который вводился в бой только приказом командира корпуса, обычно тогда, когда главные силы противника уже были «перемолоты» передовыми линиями. А временами Т-60 использовали для буксировки к месту боя противотанковых орудий из артиллерийских батарей танковых бригад; в этих случаях расчеты орудий перевозились на броне «шестидесяток».
Вообще-то в обороне подвижные легкие танки действовали успешнее, чем в наступлении. Так было под Москвой; это же подтвердилось летом 1942 года, когда Красная Армия вела тяжелые оборонительные бои на Сталинградском направлении. Эти бои проходили в условиях открытой степной местности, пересеченной балками, с большим количеством курганов. Погода в те дни стояла жаркая и сухая, при движении поднималось много пыли, затруднявшей наблюдение и на марше, и во время боя. В таких условиях танки Т-60 и Т-70, имевшие меньшие размеры по сравнению с Т-34, воевали более удачно. Менее заметные, они легко укрывались в балках и за курганами. При приближении противника «шестидесятки» внезапно появлялись из засад, и поражали врага огнем в упор. И хотя в этих схватках Т-60 несли огромные потери, им тоже удавалось с близкой дистанции подбивать рвущиеся к Сталинграду немецкие средние танки…
Летние бои 1942 года считаются финальными для танков Т-30 и Т-60: как уже говорилось, в этих сражениях большое количество малых машин было потеряно; к тому же в июле их выпуск прекратился. Тем не менее, служба «шестидесяток» на начальном этапе Сталинградской битвы не закончилась. Так как Т-30 и Т-60 в общей сложности «наштамповали» около 6 тысяч (если не больше), то даже после огромных потерь этих машин в 1941-1942 годах приличное число малых танков все еще оставалось на вооружении РККА. И даже в 1943 «шестидесятки» все еще применялись – причем не только в тылу, как учебные машины, но и на фронте - как бронированные разведчики. Многие командиры признавали использование танков Т-60 в разведке удачным: ведь при подготовке атаки переднего края противника лучшие результаты давала разведка боем. Она проводилась обычно так: небольшая группа в 3—4 малых танка посылалась на фланг, и вела огонь по врагу из-за укрытий, одновременно наблюдая за ответными вспышками огневых точек противника и засекая их расположение. Но малые танки использовались не только в разведке боем, но и в разведывательных рейдах по тылам противника, которые были особенно удачными, если велись грамотным и находчивым командиром. Успеху в таких вылазках способствовала малая (по сравнению с Т-34 и КВ) шумность – звук движения малого танка не превышал звука автомобиля даже на самых высоких оборотах! Это в соединении с малыми размерами машины позволял разведывательным Т-60 и Т-70 подбираться к противнику практически вплотную, не вызывая у него преждевременной тревоги... Да и в случае обнаружения разведывательным Т-60 и Т-70 было легче уйти от противника, чем выполнявшим ту же задачу «тридцатьчетверкам». Немецкие артиллеристы не раз доказывали, что они способны попасть в Т-34 с расстояния 800-1200 м; но из-за малых размеров Т-60 и Т-70 дистанция точной стрельбы по этим машинам снижалась для немцев до 500-600 метров, а высокая подвижность малых машин еще больше уменьшала вероятность попадания. Все это не раз позволяло даже обнаруженному противником разведчику оторваться от врага и скрыться…
Таким образом, несмотря на то, что боевые качества Т-60 были даже изначально невысокими, эти танки благодаря ряду присущих малой технике достоинств продолжали оставаться в войсках (правда, в постепенно уменьшавшихся количествах) даже в 1943 году. Казалось бы безнадежно устаревшие «танки отчаяния 1941 года» участвовали в боевых действиях (в новом качестве – как разведчики) вплоть до Курской битвы. А в 30-й гвардейской танковой бригаде, воевавшей на Ленинградском фронте, «шестидесятки», составлявшие основу этой части, продержались даже до самого начала 1944 года!
Сталинский «танк отчаяния» (1): Незапланированное рождение
Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!