Этот миниатюрный танчик с тоненькой, как палочка, пушчонкой, сегодня мало кто вспоминает. Даже военные историки редко упоминают об «этой несерьезной каракатице», которая выглядит сущим недоразумением на фоне грозных «Тридцатьчетверок», «Исов» и «Зверобоев». Да и количество произведенных Т-60 кажется не слишком солидным на фоне орды построенных Т-34 (около 6 тысяч против 52 тысяч!). Тем не менее, «шестидесятый» сыграл весьма важную роль в войне: быстро «наштампованный» в тысячах экземпляров в самый отчаянный период начальных поражений Красной Армии, этот «слабак» составил основной резерв советских бронетанковых сил во время Битвы за Москву и способствовал перелому хода боевых действий в нашу пользу…
Сначала – необходимое разъяснение:
Обычно авторы изданий об истории танковых войск относят Т-60 к классу легких. И, не задумываясь о том, что в то время этот класс не являлся однородным, сравнивают его с Т-26, БТ или Т-50. Оперируя цифрами ТТХ этих машин, авторы, казалось бы, вполне справедливо утверждают, что «созданный наспех, лишь бы заткнуть образовавшиеся летом 1941-го в рядах советских бронетанковых войск «дыры» Т-60 получился слабым и совершенно неудачным». Между тем такое утверждение не совсем корректно и верно. Ведь в 30-40 годы специалисты делили класс легких танков на три подкласса: танкетки, малые танки и собственно легкие танки. «Танкеткой» считалась небольшая бронированная машина без башни весом от 1,5 до 5 т. Такая же «малютка» от 1,5 до 5 т, но имевшая вращающуюся башню, уже называлась «малым танком». Как правило, и тот, и другой вооружались одним, максимум двумя пулеметами - более тяжелого вооружения эти «карлики» просто бы «не потянули». Непосредственно же легкими танками считались более «весомые» машины (от 5 до 15 т). Они обязательно имели вращающиеся башни, и вооружались обычно пулеметом и пушкой малого калибра (от 20 до 45 мм). Именно такими танками и были Т-26, БТ и Т-50, а так же основные легкие танки Германии – Pz.II и 38(t) Praga. А вот «неудачный танк отчаяния» Т-60 относился к подклассу малых, пулеметных башенных танкеток весом до 5 тонн, и потому сравнение его данных с более крупными танками некорректно. Ведь Т-60 и не должен был равняться в своих качествах с более массивными машинами легкого класса. А вот в своем подклассе малых танков созданный в кратчайшие сроки Т-60 оказался самым сильным и одним из лучших в мире. Он имел удовлетворительную маневренность, хорошую проходимость (правда, не в зимних условиях), вооружен невиданной для этого подкласса автоматической 20-мм пушкой, а так же был дешев и прост в производстве. И не вина этой машины, что время преобладания в войсках всех стран не только малых, но и вообще легких танков с началом Великой Отечественной войны подошло к концу, и на полях сражений начали господствовать средние и тяжелые танки.
Нежданное рождение «случайного ребенка»
Нападение Германии на СССР и потери в первые же дни войны огромного количества бронетехники вынудили советское руководство срочно пересмотреть танкостроительную программу. В результате был прекращен выпуск целого ряда устаревших или слабых образцов бронетехники – в пользу производства более современных, более мощных машин. В частности, уже в июне 1941 было принято решение о прекращении в двухмесячный срок выпуска на московском заводе №37 имени Орджоникидзе малых танков-амфибий Т-40 - ради организации на этом предприятии выпуска с сентября 1941 новых легких танков Т-50.
Решение, в принципе, логичное: отказ от пулеметной машины с тонкой броней ради производства пушечного танка с противоснарядным бронированием. Предполагалось, что разработанный ленинградскими танкостроителями легкий, маневренный, скоростной и хорошо вооруженный Т-50 станет самым массовым танком Красной Армии. Поэтому на строительство Т-50 еще в период испытаний этой машины были нацелены сразу три завода (в том числе и завод №37). Однако дальше все пошло в соответствии с русской народной пословицей: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Красивая, передовая разработка оказалась просто «не по зубам» тем предприятиям, которым было поручено производство Т-50. Роковую роль в этом сыграло непонимание (а скорее всего, просто незнание) советским руководством разницы между «легким» и «малым» танками. В результате завод №37, всегда строивший только малую бронетехнику не тяжелее 6 тонн, оказался просто не в состоянии в утвержденные правительством сроки перейти на производство 15-тонных танков – для этого не было ни соответствующего оборудования, ни даже места в небольших цехах, рассчитанных на производство исключительно маленьких машин. Для выпуска Т-50 требовались расширение площадей и капитальная реконструкция всего завода, которые заняли бы много месяцев! Еще одним мощным тормозом в появлении Т-50 стало практически полное отсутствие для него двигателя. Спроектированный специально для Т-50 легкий, но мощный 300-сильный дизель В-4 существовал только в нескольких опытных экземплярах. Харьковскому моторостроительному заводу никак не удавалось запустить его в массовое производство (а германские танки тем временем неудержимо катились по Украине к этому городу). Все эти причины и остановили производство Т-50. В результате хорошая идея вылилась в «пшик»: вместо десятков тысяч запланированных к выпуску великолепных Т-50 за все время войны было построено всего… 63 таких машины!
Между тем правительство требовало от танкостроителей увеличения производства бронетехники. Поэтому, так как вероятность неудачи с производством Т-50 была очевидна с самого начала, главный конструктор завода № 37 Николай Александрович Астров по собственной инициативе взялся за разработку нового малого танка, который бы можно было запустить в производство в самый короткий срок. Чтобы добиться минимальной перестройки поточных линий, максимально удешевив этим будущую машину и выиграв время для ее ускоренного запуска, Астров взял за основу для нового танка снимавшийся с производства плавающий Т-40. Выбор как основы, этой машины давал еще один выигрыш: на Т-40 стоял широко распространенный в СССР автомобильный мотор ГАЗ, а значит, выпуск нового танка уже не зависел от удачи или неудачи с запуском в серию танкового двигателя.
Работы продвигались в духе военного времени: на разработку чертежей, расчеты и постройку опытного образца ушло всего 2,5 недели! И уже в начале августа 1941 со сборочных линий стал сходить малый танк, обозначавшийся в заводских документах как «изделие 030». Эта машина, известная сегодня так же, как Т-30 или «Т-40 (сухопутный образец)», еще не была новым танком в полном смысле слова «новый». В это время письмо к Сталину с предложением о выпуске малого танка Т-60 вместо «затормозившего» легкого Т-50 еще только было отправлено, а завод №37 пока не получил из Ленинграда оборудования для сборки корпусов Т-50, которое было необходимо и для выпуска машины Астрова. К тому же начало строительства абсолютно другого танка без разрешения «сверху» и без оборудования для работы с более толстой (а соответственно и с более тяжелой) броней было невозможно. Поэтому и опытный образец, и серийные «изделия 030» представляли собой просто модернизированные, лишенные водоходного оборудования Т-40, у которых была увеличена всего до 20 мм толщина лобовой брони и усилено вооружение. Самой неожиданной удачей было то, что в башню от Т-40 вместо двух пулеметов Астров умудрился втиснуть 20-мм автоматическую авиапушку! Однако, так как в ряде заводских документов и в мемуарах Астрова обозначение «030» соседствует с обозначением «Т-60» как взаимозаменяемые, во многих исследовательских книгах эта переходная малосерийная машина принимается за Т-60; из-за этого некоторыми авторами начало производства Т-60 ошибочно относится к августу 1941 г.
Реальный же Т-60, разрабатывавшийся Астровым две недели (разработка Т-30 заняла всего два дня!) заметно отличался от Т-40, хотя в определенной степени опирался на конструкцию этой снятой с производства машины. И первый экземпляр малого танка Т-60 был изготовлен не в августе, а в сентябре 1941 года - после того, как руководство Комитета Обороны дало «добро» на его производство вместо «затормозившего» легкого Т-50. И построен был первый Т-60 не на московском заводе №37, а на Горьковском автомобильном заводе, первым получившим оборудование для работы с броней большей толщины, чем та, что использовалась при строительстве Т-40 и Т-30.
Мое мнение: упомянутая выше взаимозаменяемость обозначений «030» и «Т-60» возможно была допущена администрацией завода №37 преднамеренно. Создавая путаницу в документации, она позволяла дирекции, шокированной валом сыпавшихся «сверху» невыполнимых задач, скрыть реальное положение с освоением и соблюдением сроков производства новой техники. В случае неудачи или замедления работ в рапортах руководству всегда можно было выдать за Т-60 «изделие 030». Любопытно, что из-за этой «взаимозаменяемости» разных обозначений в документации завода и сам танк Т-60 не сразу стал именно «Т-60». Мало того, что его часто путают с «изделием 030»; из-за бардака в заводских бумагах данная машина проходила в части документов и как «изделие 060», и как Т-60М, и даже как Т-70 (не путать с настоящим Т-70, появившимся позже). Эта «свистопляска» обозначений «устаканилась» только весной 1942 года, когда за уже освоенным и массово выпускавшимся танком, наконец-то официально закрепилось обозначение «малый танк Т-60».
Что же представлял собой новый танк, созданный фактически случайно и в невиданные для танкостроения сроки? Компоновка танка Т-60 в целом соответствовала компоновке Т-40; разница заключалась в отсутствии на новом танке водоходного оборудования и в некотором изменении корпуса (понижен на 15 см и получил упрощенную форму). Ходовая часть нового танка была полностью взята у Т-40, что значительно упростило и ускорило производство, так как не требовало перестройки поточной линии. Предпусковой подогреватель двигателя позволял осуществлять свободный запуск мотора в самые сильные морозы. Штатным мотором серийных Т-60 был ГАЗ-202. Этот двигатель мощностью 70 л.с. позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе до 42 км/ч, а по пересеченной местности – 25 км/ч; запас хода Т-60 составлял 450 км. Танк мог преодолевать подъем в 35 градусов, стену высотой 0,65 м, ров шириной 1,7 м и брод глубиной до 0,9 м.
Корпус Т-60 изготавливался из катаных броневых листов, соединяемых поначалу клепкой, а впоследствии - сварными швами; при этом лобовым листам придавался большой угол наклона. Толщина лобовых броневых листов - 35 мм, бортовых – 15 мм; башня собиралась из листов толщиной 25 мм. Башня граненой формы с люком командира в крыше была смещена к левому борту – справа почти всю длину корпуса занимал двигатель. В башне располагалась автоматическая 20-мм пушка ТНШ-20 (танковый вариант авиационной пушки ШВАК). Ее бронебойные снаряды обеспечивали поражение легкобронированных целей на дистанциях до 500 м, и даже средних немецких танков – правда, при стрельбе практически «в упор» (до 50 м). Учитывая, что значительное количество бронетехники противника в 1941 году составляли легкие танки и бронемашины, вооруженный 20-мм пушкой Т-60 представлял собой в этот период определенную боевую ценность (хотя противостоять средним танкам немцев «шестидесятый» практически не мог - пушечным танкам крайне редко доводится сойтись «на пистолетный выстрел»).
Подводя итог боевым возможностям сталинского «скороспелого танка отчаяния», нужно признать, что Т-60 не стал равноценной заменой так и не пошедшему в серию Т-50. Тем не менее, если уж принято сравнивать эту машину с «конкурентами», нужно сказать, что по бронезащите, скорости, маневренности и дальности хода миниатюрный «шестидесятый» превосходил более грузный Т-26, уступая ему лишь в мощи огня. Что же касается танков противника, то равняясь в огневой мощи с основным германским легким танком Pz.II, Т-60 был защищен более толстой броней (это – при меньшем весе!) и имел вдвое бОльшую дальность хода. По толщине брони «шестидесятый» равнялся даже лучшему (и более массивному) немецкому легкому танку 38(t) чешского производства, и так же превосходил «чеха» в дальности хода; правда, силу огня ТНШ-20 все же нельзя сравнить с огневой мощью 37-мм пушки «Праги»…
Главное – успеть «наштамповать» как можно больше танков…
Кроме московского завода №37 к изготовлению новых малых танков было решено подключить так же Харьковский (ХТЗ) и Горьковский (ГАЗ) заводы. То, что строительством машин Астрова смог заняться даже автомобильный (!) завод, говорит о простоте производства этих танков, что стало огромным «плюсом» в авральных условиях начального периода войны.
Однако на деле из трех заводов, которым был поручен выпуск «шестидесяток», к производству этих танков приступил один только ГАЗ. Харьковскому заводу и московскому заводу №37 вскоре пришлось эвакуироваться - германские войска приближались к этим городам. В результате на несколько месяцев (самых критичных в военном отношении – ведь враг находился под Москвой!) единственным производителем танков Астрова остался только Горьковский автомобильный завод!
Между тем танки требовались фронту как воздух: довоенные бронированные армады Советского Союза растаяли буквально за 2 – 3 месяца боев, и Красной Армии катастрофически не хватало бронетехники. Поэтому вопрос о налаживании выпуска Т-60 взял под контроль лично нарком обороны И.В. Сталин! Результат не замедлил сказаться: к концу октября план ГАЗа по производству 300 «шестидесяток» был не только выполнен, но даже перевыполнен. Правда, далось это высокой ценой: практически, почти полной остановкой автомобильного производства, из-за чего до минимума снизились поставки армии грузовых «полуторок».
Так как поставщики не успевали «клепать» корпуса и башни для Т-60, они в спешке начали слать на ГАЗ не востребованные из-за эвакуации двух других заводов составляющие от танков Т-30. В результате многие из выпущенных ГАЗом в октябре-ноябре танков представляли собой не «чистые» Т-60, а «мутантов», собранных из наспех подогнанных друг к другу деталей от машин разных моделей - этакая помесь Т-30 с Т-60. Зато постоянно перевыполнявший план ГАЗ до конца 1941 г выпустил 1314 танков, из которых 1245 успели к Новому году поступить в войска. И это – несмотря на то, что осенью 1941 г ГАЗ в дополнение к производству танков и автомобилей по распоряжению ГКО начал так же выпуск минометов, пистолетов-пулеметов ППШ и различных боеприпасов (включая реактивные снаряды для «Катюш»)! Более тысячи построенных за три месяца танков – серьезное подспорье для восполнения потерь Красной Армии, которая смогла к концу ноября стянуть для защиты Москвы с разных направлений всего около тысячи бронированных машин! Таким образом, поспешное, фактически незапланированное создание малого танка Т-60, при всей его слабости в боевом отношении, благодаря дешевизне и быстроте производства «шестидесятки» стало достаточно важным фактором для достижения победы под Москвой…
А в январе-феврале 1942 к производству Т-60 подключились эвакуированный в Свердловск завод №37 и Сталинградский завод №264; весной 1942 Т-60 начал выпускать только что созданный в Кирове завод №38. Правда, строили Т-60 все эти заводы недолго.
Опыт боевого применения Т-60 в битве под Москвой подтвердил и до того очевидную для специалистов слабость 20-мм пушки в борьбе со средними танками, число которых в немецких войсках после встречи с советскими Т-34 и КВ стало быстро увеличиваться. Уже в середине 1942 года исчезновение из германских частей легких танков и усиление бронетехники противника сделало «шестидесятку» практически неспособной бороться с немецкими Панцерваффе. Попытки втиснуть в башню «малютки» Т-60 более крупное орудие окончились неудачей: даже 37-мм пушка оказалась слишком тяжелая для 5-тонного танка. В общем, сам собой напрашивался вывод о создании новой, более массивной машины, и Астров приступил к разработке (с учетом опыта «шестидесятки») легкого танка с более мощным вооружением - 45-мм пушкой. Впоследствии эта машина получила обозначение Т-70. Поэтому весной 1942 г, как только разработка Т-70 была завершена, и ГАЗ приступил к постройке его опытных образцов, производство Т-60 начало постепенно сокращаться; а в июле 1942 г ГКО издал постановление о полном прекращении выпуска Т-60…
Так сколько всего сделали малых танков?
Суммарное количество выпущенных всеми предприятиями малых танков точно установить невозможно. Виной тому авральность работ в катастрофических условиях начала войны, которые не всегда фиксировали документально; утеря части документов при поспешной эвакуации предприятий; искусственно созданная в бумагах путаница с номерами «изделий» и неверное определение разных моделей танков при получении в войсках. А так же традиционный для отечественных предприятий бардак в учете, хранении и отгрузке произведенной техники.
В результате в разных источниках указываются разные цифры выпущенных за время войны малых танков: от 5662 до 6045 (чаще других встречается цифра в 5915) единиц. При этом не уточняется: входят ли в указанное число и «промежуточные» Т-30, или это только «основные» Т-60? К тому же авторы части изданий считают танк Т-30 не ранним вариантом Т-60, а поздней версией Т-40; и в данных исследованиях указывается общее число изготовленных «тридцаток» и «сороковок». Кстати, ни в одном издании я не нашел отдельного точного числа выпущенных как Т-30, так и Т-40. Известно только, что к 22.06.1941 было изготовлено 222 Т-40, а количество этих машин, произведенное за июль-август 1941 «теряется во мраке». Дальше обычно идут цифры, обобщенные с Т-30, и опять разные: от 709 до 930 единиц. В общем: «да здравствует советская статистика, самая точная в мире»…
Обобщая во многом противоречивую информацию, полученную при изучении книг по данной теме, автор данной работы осмелился предположить следующее. Вероятнее всего, танков Т-40 советская промышленность в общей сложности смогла выпустить около 300 - 350 штук, Т-30 – чуть больше 500 единиц, а Т-60 – несколько более 5500 экземпляров. К этому нужно прибавить точно подтвержденные документами цифры выпущенных на базе Т-30 и Т-60 самоходных установок реактивного залпового огня М-8 («Гусеничных Катюш»): с сентября 1941 по июль 1942 было изготовлено 248 таких установок. Кроме того, некоторое количество шасси малых танков было использовано для создания самоходных артиллерийских установок различного назначения (впрочем, оставшихся только единичными экспериментальными, и так и не запущенными в серию).
Сталинский «танк отчаяния» (2): на войне
Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!