Найти тему
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Провальные поставки самолётов Боинг в 2019 году

Оглавление

На фоне рекордных поставок своего главного конкурента Эйрбас (Airbus) американский авиапроизводитель Боинг (Boeing) в 2019 году уступил лидерство по поставкам гражданских самолётов в мире. Это худший результат Боинга за последние 15 лет. Изучим внимательнее официальную статистику поставок самолётов Боинг в 2019 году. Но для начала нужно упомянуть о некоторых особенностях статистики Боинга, существенно влияющих на итоговый результат.

Убираем лишнее

Умышленно или нет, но Боинг искажает статистику поставок и заказов гражданских самолётов включая в неё самолёты военного назначения. В статистику Б-737 включается противолодочный самолёт P-8 Посейдон. Статистика по самолёту Б-767 в свою очередь завышается за счёт включения в неё летающего танкера КС-46.

Если в 2018 году доля военных поставок составила 3,5%, то в 2019 году эта доля превысила 10 % и существенно искажает картину поставок гражданских самолётов, необходимую для корректного сравнения со статистикой Эйрбас. Все указанные ниже цифры официальной статистики скорректированы, поставки и заказы по военным самолётам исключены.

Семейство Б-787

Поставлено авиакомпаниям в 2019 году: 158 самолётов

На МАКС-2019 самолёт Б-787 был представлен только в виде макета
На МАКС-2019 самолёт Б-787 был представлен только в виде макета

Поставки Б-787 выросли на 9%, в 2018 году было 145 самолётов. Текущий темп производства - 14 самолётов в месяц. С конца 2020 года Боинг планирует сокращать выпуск и к 2022 году снизить его до 12 самолётов в месяц. Количество невыполненных заказов - 520, таким образом производство Б-787 обеспечено заказами на ближайшие 3 года. Крупнейший заказ на 30 самолётов Б-787 разместила в ушедшем году авиакомпания Эмирейтс из Дубая.

В российских авиакомпаниях о «лайнере мечты» никто не мечтает. S7 уже давно отменила свой заказ. Аэрофлот отказался от покупки 22 самолётов еще в 2015 году, однако в статистике заказов Боинга эти самолёты числились до сентября 2019 года.

Семейство Б-777

Поставлено авиакомпаниям в 2019 году: 45 самолётов

Боинг-777Х в 2019 году так и не взлетел
Боинг-777Х в 2019 году так и не взлетел

Поставки Б-777 снизились за год на 6%, в 2018 году было поставлено 48 самолётов. Программа находится в процессе смены поколений. Текущий темп выпуска - 5 самолётов в месяц. На первое поколение Б-777 осталось всего 74 заказа, которые скорее всего будут выполнены в 2021 году.

Это позволит Боингу полностью сосредоточиться на производстве второго поколения Б-777Х, которое уже отстаёт от графика на 1 год. Количество заказов на Б-777Х составляет 309 самолётов, что при сохранении текущих темпов обеспечит загрузку производства на 5 лет. Запланированный на 2019 год первый полёт Б-777Х не состоялся и перенесён на 2020 год. Формально самолёт также не выдержал испытания на герметичность салона. Кроме того, на фоне проблем с 737 Федеральное авиационное управление США рассматривает вопрос о полноценной сертификации Б-737МАХ и Б-777Х, что может затянуть решение проблем как минимум на 1-2 года. Ранее оба самолёта проходили ускоренную сертификацию как дополнение к основному типу.

Крупнейший заказ на 18 самолётов Б-777 поступил в 2019 году от английской авиакомпания British Airways. Авиакомпания Эмирейтс, в свою очередь, сократила свой заказ 777Х на 35 самолётов. Другая авиакомпания из ОАЭ - Etihad изучает вопрос об отмене заказа на 25 самолётов Б-777Х. В итоге с учетом отмен (41 борт) общее количество заказов на Б-777 сократилось на 4 самолёта.

В 2020 году последние 3 самолёта Б-777 должен получить в свой авиапарк Аэрофлот. Других заказов от российских авиакомпаний не поступало.

Семейство Б-767

Поставлено авиакомпаниям в 2019 году: 20 самолётов

Заказы от FedEx и UPS пока позволяют программе 767 оставаться на плаву. Фото с сайта Боинга
Заказы от FedEx и UPS пока позволяют программе 767 оставаться на плаву. Фото с сайта Боинга

Поставки Б-767 выросли на 18%, в 2018 году было 17 самолётов. Спрос на пассажирские версии Б-767 полностью отсутствует, заказы поступают только на грузовые варианты. Количество невыполненных заказов на Б-767 составляет 54 самолёта, обеспечивая загрузку производства примерно на 3-4 года. Текущий темп производства – 30 самолётов в год (включая военные заказы), в 2020 году планируется увеличение до 36 самолётов. Крупнейший заказ на 7 самолётов разместила американская грузовая авиакомпания FedEx.

Семейство Б-747

Поставлено авиакомпаниям в 2019 году: 7 самолётов

Боинг-747  достался авиакомпании России в наследство от обанкротившейся Трансаэро
Боинг-747 достался авиакомпании России в наследство от обанкротившейся Трансаэро

Поставлено на 1 лайнер больше по сравнению с прошлым годом. Ситуация аналогична проекту 767. Спрос на пассажирские версии отсутствует, имеется 17 невыполненных заказов на грузовые версии, которые вероятно будут выполнены в 2022 году. После чего программу очевидно ждёт закрытие с фиксацией убытков на разработку последнего поколения Б-747-8, спрос на которое оказался в 10 раз меньше чем на предыдущие поколения Б-747. После закрытия программы А-380 Эйрбасом и Б-747 в мире закончится целая эпоха массового производства пассажирских самолётов с 4 двигателями.

Семейство Б-737

Поставлено авиакомпаниям в 2019 году: 110 самолётов

Боинг-737 авиакомпании Ютэйр
Боинг-737 авиакомпании Ютэйр

Некогда самое успешное семейство после 2-х катастроф Б-737МАХ превратилось в камень, тянущий Боинг на дно. Поставки Б-737 катастрофически упали в 2019 году на 80%, в 2018 году заказчикам было доставлено 562 самолёта.

В январе 2020 года случилось сразу 2 печальных для Боинга события. Голландской авиакомпании KLM доставлен последний заказанный самолёт предыдущего третьего поколения 737NG. И одновременно с этим полностью остановлено производство самолётов четвёртого поколения 737МАХ, которое с апреля по декабрь Боинг поддерживал на уровне 42 самолёта в месяц. То есть на данный момент Боинг не выпускает ни одного самолёта в самой популярной в мире нише - узкофюзеляжных среднемагистральников.

Боинг рассчитывает восстановить к концу 2020 году производство до уровня 57 самолётов в месяц. Такой прогноз представляется чересчур оптимистичным. Боинг с каждым днём теряет время и деньги в попытках реанимировать проект 737МАХ, который надо закрывать. С другой стороны, затягивание такого решения предоставляет отличный шанс отечественному проекту МС-21.

После катастрофы 737МАХ в Эфиопии 10 марта 2019 года все полёты этого типа были остановлены. На земле остаются 387 ранее доставленных самолётов 59 авиакомпаний. Ещё около 400 выпущенных самолётов простаивают на заводах Боинга. Количество невыполненных заказов на MAX составляет 4545 самолётов. За 2019 год программа 737 сократилась на 183 заказа. Но в связи с особенностями учёта заказов, о которых написано выше на примере Б-787 Аэрофлота, картина может быть далеко не полной.

В России эксплуатировать Б-737МАХ собирались авиакомпании S7 (2 получено, ожидается ещё 9), Ютэйр ожидает 30 самолётов, Победа - 20, Уральские авиалинии – 14, Нордстар - 3. Возможно отечественным авиакомпаниям стоит взять пример с авиакомпании ФлайДубай, которая уже задумалась о замене Боингов на Эйрбасы. Убедить пассажиров летать на самолётах, которые со слов сотрудников Боинга «созданы клоунами под руководством обезьян», будет очень тяжело.

Итоги

Всего в 2019 году Боинг поставил 340 самолётов. По сравнению с 2018 годом, когда поставки составили 778 самолётов, наблюдается радикальное падение более чем на 56%. Общее количество полученных в 2019 году заказов на самолёты производства Боинг впервые за 30 лет оказалось меньше отменённых. Итог года – минус 87 чистых заказов.

5 самых популярных статей канала в 2019 году:

Российско-китайский самолёт будущего CR-929. Взгляд изнутри

Чем удивили китайцы на МАКС-2019

Мировая премьера МС-21 на авиасалоне МАКС удалась

Самые успешные аварийные посадки гражданских самолётов в 21-м веке

Самые популярные в мире самолёты с тремя двигателями

Если статья оказалась для Вас интересной и полезной, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь в соцсетях.