Найти тему
Архистория

Альбертина - дворец по крови, музей по призванию

Кажется сама история передала ему ген уникальности и непохожести. Для начала, надо было додуматься строить дворец на площадке бастиона. Потом в 18 веке с такой же безоглядностью устраивать в покоях королевского зятя картинную галерею. Наконец уже в наше время нашелся архитектор-экзорцист, решившийся изгнать из этих стен самое дорогое - трепет перед вечностью.

И местные и туристы видят в Альбертине только галлерею. Оно и понятно, поскольку именно здесь почти четверть тысячелетия хранится одно из самых крутых в мире собраний графики. Количество художественных работ просто космическое - 65 тысяч рисунков и более миллиона книжных иллюстраций. Среди них есть произведения и наброски Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Дюрера, Кокошки... Кроме того, если в Вену приезжает модная, раскрученная во всех СМИ, выставка - не сомневайтесь, тоже разместится именно здесь. Так что, трудно в такой ситуации обращать внимание на что-то еще. Но история здания и перипетии его развития не становятся от этого менее интересными. Надо лишь немного оглянуться на прошлое.

-2

Начало всех начал - Августинский бастион старой фортификационной системы города. К середине 18 века его уже во всю осваивали гражданские строители. Более того, на этом месте находилось главная канцелярия придворной застройки. Но её руководитель Эмануэль Телес де Силва решил, что ведомство может разместиться и в другом месте, а ему старому солдату на службе Габсбургов было бы не плохо именно здесь соорудить что-то лично для себя. Так 1745 году в непосредственной близости от Хофбурга появилась самая ранняя версия дворца.

Недвижимость пронырливого португальца унаследовал герцог Альберт Саксен-Тешенский, зять королевы Марии-Терезии. Ему он достался в качестве подарка не просто за родство, а за верную службу двору на разных должностях и при непростых порой обстоятельствах. Новый хозяин с энтузиазмом начал осваивать жилое пространства. Правда, буквально сразу обнаружился его дефицит. Еще в период работы правителем Венгрии герцог накопил немало рисунков. И они тоже нуждались в размещении. Ситуацию спасли выкупленные у монастыря августинцев здания, которые были незамедлительно перестроены. Уже в 1822 году году коллекция стала доступна для публики. Причем, для посетителей отменили все сословные ограничения, достаточно было просто прийти в обуви.

-3

Наследником Альберта стал приёмный сын Карл, будущий полководец, победитель Наполеона. Внёс и он свою лепту в обустройство дворцовых покоев. В данном случае речь шла именно о реконструкции внутренних помещений. Одним из самых заметных приобретений снаружи стала лестница со сфинксами. Уже при его старшем сыне фасад приобрел узнаваемый исторический облик. Произошло это отчасти по объективным причинам. В 1861 году городская оборонительная стена была разрушена и оседлавший бастион дворец стал чем-то вроде скворечника на высоте 11 метров над уровнем мостовой. Придворным архитекторам пришлось действововать быстро и решительно. Тогда же появился и знаменитый фонтан Альбрехта, вторым названием которого "Дунайский фонтан" часто пренебрегают.

-4

Последующие изменения дворца касались в основном инфраструктуры, оборудования его современным отоплением, водопроводом и т. д.

А в 1919 году в его судьбе произошел коренной поворот. Австрийская республика национализировала здание и коллекцию картин. Живший там Фридрих Габсбург отказался от великодушно предоставленных жилых помещений и уехал в свои венгерские владения. Впрочем, обижаться не стоило. Австрийцы воздали должное королевской фамилии вообще и персонально этой её ветви. С 1921 года Альбертина стало официальным названием галереи и всего комплекса сооружений.

-5

Серьёзным испытанием была Вторая мировая война. Бомбардировки разрушили фасад, оказались уничтожены некоторые парадные залы, обвалились въездные ворота бастиона... Проведённые восстановительные работы вернули дворцу только общие узнаваемые черты. Полного возвращения к жизни пришлось ждать целых полвека. Модернизация и реконструкция 1998-2003 годах всё вернула на свои места, вновь заработал Дунайский фонтан, прежней роскошью засверкали залы... Хотя как и в любом большом деле не обошлось без дискуссий и даже острого противостояния. Так австрийское управление охраны памятников категорически отвергло все архитектурные решения. А кабинет министров волевым решением взял и одобрил.

Главным камнем преткновения стала не столько реконструкция в целом, сколько "маленькая" модернистская загогулина. По крайней мере так её хотел преподнести один из авторов Ганс Голлейн. Придуманный им образ "Крыло Соравия", в который беззастенчиво включили название компании-спонсора многие расценили исключительно как желание угодить инвестору. Впрочем, скандалы и споры вокруг нового облика здания пошли ему только на пользу. Уже через год Альбертина стал самым посещаемым музеем Австрии.