«Проксима»
Тот самый фильм, ради которого Ева Грин и Мэтт Дилон приезжали в Россию – и щеголяли в пуховиках МЧС в «Пятерочках» рядом со Звездным городком. Американец и француженка играют в «Проксиме» астронавтов, которые вместе с русским космонавтом (его убедительно и деликатно изображает актер Алексей Фатеев) вот-вот отправятся на Марс. Но действие фильма целиком и полностью происходит на Земле. Герои учатся работать вместе, готовятся к расставанию с близкими и прощаются с родной планетой. Ведь экспедиция к Марсу станет первым космическим полетом, участники которого не будут видеть Землю в иллюминаторе. Дома главную героиню останется ждать маленькая дочь и, хоть и бывший, но муж (Ларс Айдингер) – астрофизик, привыкший исследовать чужие планеты, не покидая лабораторию. А привыкнуть к жизни между небом и землей ей поможет женщина-психолог, которую играет немка Сандра Хюллер – звезда фильмов Марен Аде.
Если «Гравитация» с Сандрой Буллок была историей о дочери мира, то «Проксима» с Евой Грин – это, напротив, летопись матери. Забавно, что премьера этой международной драмы от французской постановщицы Элис Винокур состоялась в Торонто спустя считанные дни после того, как Венецианский кинофестиваль открылся «Истиной» Хирокадзу Корээды. «Истина» – фильм тоже международный (режиссер – японец, в главных ролях: француженки Денев и Бинош и американец Итан Хоук) и тоже про космос как женское пространство. Только вот его герои не настоящие астронавты, а кинематографисты. Которые снимают фильм про мать, бегущую в космос от собственной дочери. Что-то вроде «Проксимы», только внутри «Истины». Круг замкнулся.
А еще забавнее то, насколько разной медленная, туманная и элегическая «Проксима» кажется разным критикам. В Северной Америке про фильм чаще всего пишут как про кино феминистское, концентрируясь на сценах, где стойкая героиня Грин борется с якобы заботливым героем Диллона за право выполнять тяжелую работу наравне со всеми, а не быть космическим туристом. Победы женщина достигает, демонстрируя напарникам огромную упаковку средств личной гигиены, которые полетят на Марс вместе с ней. А европейские критики, напротив, отказываются замечать в фильме все бытовое и злободневное и вместо этого возносят его до уровня философской притчи. И тут уже все сравнения только с Тарковским. Это не значит, что чересчур размеренная «Проксима» из тех картин, к которым лучше вернуться дважды. Но значит, что каждый зритель найдет в ней что-то свое.