Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Некрасивый корабль для красивой немки. "Виктория Луиза".

В 90-е годы германский флот усиленно пытался опытным путем нащупать направление дальнейшего развития. Борьба с "владычицей морей" за господство на море еще не встала на повестку дня. Молодая империя только осознавала свою мощь и проверяла пределы своей силы. Для флота ситуация была еще более сложной-страна не имела ни опыта строительства большого флота ни необходимых кадров - от кочегаров до адмиралов. Дошло до того, что первое время морским ведомством руководили генералы победоносной прусской армии.

Можно сказать, что они справились с главной задачей- обучения необходимого личного состава для флота и создания инфраструктуры-портов, военно-морских баз, казенных верфей и, главное, Кильского канала, устранявшего для германского флота проблему проливов, разделения акваторий Балтики и Северного моря.

Особенно сильная неопределенность существовала в отношении крейсеров. В принципе немцы так и не освоили полностью этот инструмент. Для середины 90-х это проявилось в стремлении возложить на крейсера полный спектр забот об эскадре- разведка, рейдерские операции, сопровождение броненосцев. Кроме того в мирное время империи требовались многочисленные "крейсера-канонерки" для службы стационерами в дальних портах.

В итоге если министерство видело германский крейсерский флот как комбинацию 6000 тонных больших крейсеров и 1500 тонных малых крейсеров, то командование флота настаивало на едином стандарте 3000 тонных универсальных кораблей.

Довольно скудный тогда морской бюджет не позволял отдельно финансировать постройку специализированных колониальных крейсеров, которых при растущих аппетитах империи требовалось все больше.

Когда Рейхстаг на 1895-1896 бюджетный год разрешил постройку трех больших крейсеров для германского флота (еще два вошли в бюджет 1896-1897 годов), концепция как раз находилась в таком промежуточном состоянии. Поэтому новый проект, хотя и был создан на основе предыдущего "истребителя торговли" «Кайзерин Аугусты», но приобрел свои особенные черты.

Новый большой крейсер воплотил в жизнь выводы, сделанные немецкими специалистами на основе сражения на реке Ялу, в японо-китайской войне 1894 года. Успех японских бронепалубных крейсеров против китайских броненосцев привел к использованию в проекте крупнокалиберной артиллерии, защищенной бронированными башнями и казематами при отсутствии бронирования корпуса. Некоторым образом новые крейсера напоминали уменьшенные эскадренные броненосцы типа "Кайзер Фридрих III" с такими же боевыми мачтами и башенно-казематным размещением артиллерии.

В качестве эксперимента на однотипных кораблях были установлены водотрубные котлы разных систем. Забегая вперед, именно котлы стали самым слабым местом крейсеров этого типа. Мучения при испытаниях и эксплуатации привели к принятию стандартного военно-морского котла, на основе доработанного котла Торникрофта (Schulz-Thornycroft).

Кроме того, наверстывая упущенное, немцы заложили сразу 5 крейсеров по этому проекту. Это была самая крупная крейсерская серия германского флота на тот период. Они получили имена- «Виктория Луизе», «Винета», «Герта», «Ганза» , «Фрейя». Головной был назван в честь принцессы, дочери кайзера. Хотя немецкие моряки учитывали и некоторую преемственность с корветами "Victoria" (1864-1891) и "Luise" (1874-1891).

Виктория Луиза ( Viktoria Luise Adelheid Mathilde Charlotte; 1892 - 1980), после замужества герцогиня Брауншвейгская. Дочь императора Германии и короля Пруссии Вильгельма II и императрицы Августы Виктории.
Viktoria Luise Adelheid Mathilde Charlotte
Viktoria Luise Adelheid Mathilde Charlotte

Остальные названия связаны с историко-географическими объектами и северной мифологией. Ранее их носили списываемые деревянные корветы.

Винета, точнее Юмнета (нем. Jumneta) или Юмна (дат. Jumne) — мифический славянский город, предположительно располагавшийся на острове в низовьях Одера.
Га́нза (нем. Hanse, Hansa), также Ганзейский союз, Ганзея — крупный политический и экономический союз торговых городов Северо-Западной Европы, возникший в середине XII века.
Герта, в германском язычестве , Nerthus является богиней , связанной с плодородием .
Фрейя в скандинавской мифологии богиня , связанная с любовью, красотой, плодородием, сексом, войной, золотом .

Заказы на постройку пяти кораблей достались трем верфям, благодаря этому все они были заложены в течение 1896 года-на казенной верфи в Данциге 2 января заложили киль «Эрзац Фрейя» (будущего «Фрейя»), летом состоялась закладка крейсера «М» (будущая «Винета»). На частной верфи «AG Везер» в Бремене 9 апреля заложили крейсер «L» (будущий «Виктория Луизе»), на верфи «AG Вулкан» в Штеттине заложили киль «К» (будущий «Герта») и в апреле 1896 года «N» (будущий «Ганза»). То есть первый шел на замену деревянного корвета с тем же именем, а остальные-на увеличение флота.

Hansa спуск
Hansa спуск

В 1897-1898 годах крейсера сошли на воду и обрели имена- «Виктория Луизе» крестил наследный великий герцог Фридрих Август фон Ольденбург 29 марта 1897года, на «Герта» 14 апреля крестины провел старший сын баварского принца-регента Луитпольда, будущий король Людвиг III, «Фрейя» был крещён королевой Шарлоттой Вюрттембергской 27 апреля. С «Винета» случилась заминка, из-за болезни адмирала Карла Фердинанда Бача, адмирал Фридрих фон Холльманн от его имени 9 декабря крестил корабль именем сказочного города Финеты и корвета "Vineta" (1864-1884). «Ганза» 12 марта 1898 года окрестил всего лишь бургомистр ганзейского города Гамбург, Иоганн Георг Менкеберг, передав ему имя броненосного корвета "Hansa" (1875-1888) .

Вступление в строй для «Герты» и «Фрейи» состоялось соответственно 23 июля и 20 октября 1898 года. Остальные вступили в строй на следующий год: «Виктория Луизе»—20 февраля, «Ганза» — 20 апреля, «Винета» — 13 сентября.

Стоимость постройки составила: "Hertha" - 9 932 000 марок, "Freya" - 11 094 000 марок, "Victoria Louise" -10 714 000 марок, "Hansa" - 10 270 000 марок, "Vineta" - 10 714 000 марок.

Если проектировались корабли как крейсера 2 класса, то с 27 февраля 1899 г. они стали учитываться как "большие крейсера"( Großer Kreuzer).

Этот заказ стал лебединой песней старого Морского министерства. В 1897 году морским министром стал Альфред Тирпиц ("фон" он стал только с 1900 года). Будучи уже сугубо морским человеком, воспитанным прусским и германским флотом с 16 лет, он имел стройную концепцию развития Имперского флота. В тандеме с неравнодушным к военному флоту императором Тирпиц создал океанский Германский флот.

Естественно, для Тирпица метания предшественников по выбору концепции флота были нелепы и смешны. Все предыдущие десятилетие строительства флота он назвал "потерянным". Такое же отношение у него было и к построенным в эту эпоху большим крейсерам типа "Victoria Louise". Как для всякого крупного реформатора созданное до него никакой ценности не имело.

Конечно, крейсера получились достаточно странными. Скорость их была на 3 узла ниже чем у гораздо более ранней «Кайзерины Аугусты»-всего 18,5 узлов. Но компенсировать это большей защищенностью тоже не получилось, бронезащита ограничивалась бронепалубой , бронебашнями и бронированными казематами.

Единственный плюс-вооружение. Скорострельные пушки 210 мм и 150 мм. Причем в бронированных башнях и казематах. 210 мм длинноствольные(40 клб) орудия были вполне эффективны против броненосных крейсеров. При этом крейсера имели внушительное водоизмещение в 6500 тонн и, при высоком борте, весьма заметный массивный силуэт.

В эксплуатации проявились и некоторые конструкторские просчеты. Из-за неудачного расположения паропроводов, крейсера, предназначенные для службы в тропических морях, оказались слишком "горячими" и душными даже для европейского климата. Пришлось ставить дополнительные вентиляторы, но полностью проблему это не решило. Инженеры не имели еще опыта эксплуатации кораблей в жарких странах, империя только осваивала океаны. Для походов на дальние станции крейсерам требовалась дополнительная бункеровка-запаса угля на борту не хватало.

Но самым критичным для крейсеров стали проблемы с котлами. Практически со всеми. Эксперимент Морского министерства в полной мере заставил новые корабли ощутить всю тяжесть инноваций. Но зато был результат. Следующие поколения немецких кораблей обзавелись стандартными военно-морскими котлами Шульца-Торникрофта. А пока...

«Герта» отправили в первый поход еще с "сырыми" механизмами и не освоившимся экипажем. Пришлось, покинув отряд, устранять проблемы в Генуе, на "Ансальдо".

«Ганза» по необходимости пришлось отправить в китайские моря еще до завершения всего цикла испытаний. Это аукнулось тяжелейшими испытаниями для экипажа на переходе. Несколько часов крейсер стоял посреди моря на плавучем якоре с аварийными огнями, пока механики устраняли очередную неисправность. Когда крейсер дошел таки до Коломбо, машинная команда валилась с ног от усталости. Пришлось несколько дней дать на то чтобы просто люди смогли выспаться. Вскоре после выхода из Сингапура взорвался один из котлов. Два кочегара насмерть обварились. Лишь после полной переборки механизмов в Гонконге силовая установка была признана исправной.

«Виктория Луизе» несколько раз прерывала испытания для устранения неполадок. Но и после них командиру корабля остался на память обширный список дефектов.

Но самые большие проблемы с котлами достались «Фрейя». Заложенный первым, он на испытания вышел последним, лишь 20 октября 1900 года. Рекламации на котлы Никлосса были выставлены крупповскому заводу "Германия", который переадресовал их французам-разработчикам. Французы согласились компенсировать ущерб, но оказалось, что виноват именно "Германия", допустивший грубые нарушения при монтаже. В итоге до реконструкции и замены котлов крейсер находился практически в небоеготовом состоянии.

Victoria Luise на рейде Вильгельмсхафена после 1900 г.
Victoria Luise на рейде Вильгельмсхафена после 1900 г.

-7
Крейсера типа «Виктория Луизе»(Сведения о кораблях, опубликованные в английском справочнике «JANE'S FIGHTING SHIPS». 1900 г.)
Крейсера типа «Виктория Луизе»(Сведения о кораблях, опубликованные в английском справочнике «JANE'S FIGHTING SHIPS». 1900 г.)

.

Крейсера типа «Виктория Луизе».(Сведения о кораблях, опубликованные в английском справочнике «JANE’S FIGHTING SHIPS». 1909 г.)
Крейсера типа «Виктория Луизе».(Сведения о кораблях, опубликованные в английском справочнике «JANE’S FIGHTING SHIPS». 1909 г.)

«Виктория Луиза» SMS "Victoria Louise" . "Bremer Werft AG Weser", Бремен. Заложен 9 апреля 1896 год .Спущен на воду 29 марта 1897 года. Вступил в строй 20 февраля 1899 г. Выведен из боевого состава 1919 г. Сдан на слом 1923 г .В составе флота находился с 20 февраля 1899 г. по 1919 г. Срок службы 20 лет.

«Герта» SMS "Hertha" AG Vulcan , Штеттин. Заложен 1896 год. Спущен на воду 14 апреля 1897 года . Вступил в строй 23 июля 1898 года. В составе флота находился с 23 июля 1898 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 21 год.

«Фрейя» SMS "Freya" Kaiserliche Werft , Данциг. Заложен 2 января 1896 год. Спущен на воду 27 апреля 1897 года . Вступил в строй октябрь 1898 года. В составе флота находился с 20 октября 1898 г. по 1920 г. Срок службы 22 года.

«Винета»SMS "Vineta" Kaiserliche Werft , Данциг. Заложен 1896 год. Спущен на воду 14 апреля 1897 года . Вступил в строй 13 августа 1899 года.В составе флота находился с 13 сентября 1899 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 20 лет.

«Ганза» SMS«Hansa» AG Vulcan , Штеттин. Заложен 1896 год. Спущен на воду 12 марта 1898 года. Вступил в строй 20 апреля 1899 года. В составе флота находился с 20 апреля 1899 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 20 лет.

Водоизмещение нормальное от 5660 до 5885  т (от 5 571 до 5792 длинных тонн ), с полной нагрузкой от 6491 до 6705 т (от 6388 до 6599 длинных тонн).

Длина 105-105,3/109,1-109,8/110,5-110,6 м. Ширина 17,4-17,6 м. Осадка нормальная 6,58-6,74 м (7, 08 м) м, полная 6,77-6,93 м (7.34 м). Высота борта на миделе 11,4 м.

Бронирование-Палуба — 40…100 мм,
башни — 100 мм,
казематы — 100 мм,
рубка — 100-150 мм

Двигатели -3 паровые машины тройного расширения, 12—18 паровых котлов,10 000-10 790 л. с. Движитель-3 винта. Скорость хода 18,5-19,5 узла. Дальность 3412 миль при 12 узлах. Экипаж 477 человек (31 офицер 446 рядовых).

Вооружение-2 × 1 — 210-мм, 8 × 1 — 150-мм, 10 × 1 — 88-мм. Минно-торпедное вооружение-3 × 1 — 450-мм торпедных аппарата

По конструкции корпус крейсеров в основном повторял предыдущую «Кайзерин Аугусту». Заметное отличие- возвышенный полубак. Силуэт первоначально был трехтрубным и двухмачтовым с характерной формой форштевня. Корпус был защищен двойным дном на 60 процентов длины. Также он делился на двенадцать водонепроницаемых отсеков( после модернизации на всех, кроме « Фрейи» их стало одиннадцать). Корпуса были обшиты деревом до уровня 1 метр над ватерлинией от обрастания, но потом с первых трех крейсеров обшивку сняли.

Первые три корабля имели наибольшую длину 110,60 метра, по ватерлинии 109,1 м, между перпендикулярами 105 м , и водоизмещение 6 491 метрическую тонну (6 388 длинных тонн) при боевой нагрузке, конструктивное 5660 тонн. Ширина 17,40 м , осадка 6,58 м нос и 6,93 м корма.

«Винета» и «Ганза» имели больше конструктивное водоизмещение 5885 тонн, при полной нагрузке 6705 тонн (6599 длинных тонн). Их длина составляла 109,8 по ватерлинии, между перпендикулярами 105,3 м и максимум 110,5 м, ширина 17,6 м. а осадка 7,08 м нос и 7,34 м на корму.

Крейсера имели хорошую мореходность и управляемость, спокойно переносили килевую качку, палуба считалась "сухой". При использовании только среднего вала имели отличную маневренность и устойчивость на курсе.

Однако сильно развитые надстройки и высокий борт создавали сильный крен при боковом ветре, при опустошении нижних бункеров снижалась мореходность и маневренность. Модернизация также негативно отразилась на мореходности.

Трехвальная силовая установка состояла из трех вертикальных четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения , построенных компанией AG Vulcan и 12 водотрубных котлов мощностью 10 000 л.с. На «Виктории Луизе» и «Винете» стояли котлы Дюрра, на «Герте» Бельвиля, на «Фрейе» Никлосса. Только на «Ганзе» стояли 18 котлов Бельвиля. Котлы Niclausse на «Фрейе» оказались особенно проблемными Контрактная скорость-19 узлов. Средняя мощность на испытаниях оказалась 10 741 л.с., а скорость 19,5 узлов на первых трех кораблях, последние два были немного медленнее, всего 18,5 узлов. Дальность плавания составляла 3412 миль 12-уз. ходом, запас угля 500 тонн , полный 950 тонн.

Все служебные и жилые помещения крейсеров были обеспечены электроосвещением. Штатное расписание для экипажа-477 человек.

Броневая палуба была изготовлена из никелевой стали и размещалась на уровне ватерлинии. Над машинами и котлами ее толщина была 40 мм со скосами 100 мм , в оконечностях 40 мм со скосами 70 мм. Борта защищали пробковые коффердамы длиной 70 метров и высотой 2,5 метра при толщине в 70 см.

Казематы защищались плитами гарвеевской брони толщиной 100 ммс траверсами 80 мм. У башен среднего и главного калибра стены были из 100 мм , а крыша 30 мм крупповской брони. Элеваторы подачи снарядов и шахта боевой рубки бронировались 80 мм плитами.

Носовая боевая рубка бронировалась 150 мм плитами, а кормовая 120 мм (по другим данным-только противоосколочные 12 мм). Крыша у обоих защищалась 30 мм листами. 88 мм орудия на вехней палубе были прикрыты 25 мм листами брони.

Согласно "Джейнсу" вся броня была крупповской.

88 мм на "Винета"
88 мм на "Винета"

Две 210 мм 40 калиберные пушки SK L / 40 C / 97 размещались в одиночных бронированных башнях в оконечностях в диаметральной плоскости. При этом ось ствола носового орудия была на три метра выше чем ось кормового. Сектор обстрела для носовой башни-250° , для кормовой-270°. Башни имели угол возвышения до 30 градусов,при этом максимальная дальность составляла 16 300 м . Начальная скорость 108 кг снаряда 780 м / с .

Восемь 150 мм скорострельных 40 калиберных пушек SK L / 40 стояли в четырех бронированных казематах( 4 штуки по углам)на батарейной палубе и четыре в одиночных бронебашнях на верхней палубе по две на борт. Сектор обстрела для башенных орудий 158°, для казематных 123°.Эти орудия стреляли бронебойными снарядами со скоростью от 4 до 5 в минуту. Орудия могли опускаться до -7 градусов и подниматься до 20 градусов , обеспечивая максимальную дальность 13 700 м . Снаряды весили 51 кг и стреляли с начальной скоростью 735 м / с . Орудия наводились вручную .

Десять-одиннадцать 88 мм скорострелок SK L / 30 с длиной ствола 30 калибров располагались: два на носовой надстройке, два над носовыми башнями среднего калибра (горизонтальный сектор наведения 110° и 158°); два на спонсонах на верхней палубе побортно в районе миделя (горизонтальный сектор наведения 160°); два в кормовой надстройке (горизонтальный сектор наведения 110°) и два над кормовой башней среднего калибра (горизонтальный сектор наведения 158°).

Они также монтировались в одиночных установках в каземате и на палубе. Эти орудия стреляли снарядами массой 7,04 кг с начальной скоростью 590 м / с , скорострельностью примерно 15 снарядов в минуту и дальностью до 6 890 м . Наведение производилось вручную.

Противоминное вооружение-десять 37 мм скорострельных пушек Maxim размещались по две на борт на спонсонах, по два на обоих мостиках, две на марсе фок-мачты. На марсах обеих мачт стояло еще по два пулемета "Максим". Они были сняты при переоборудовании.Корабли несли также по паре десантных пушек.

Торпедные аппараты - три подводных 450 мм трубы, одна носовая и две траверзных. Торпеды длиной 5,1 м несли боеголовку массой 87,5 кг в тротиловом эквиваленте . На скорости 26 узлов дальность торпед составляла 800 м . При увеличенной скорости до 32 узлов дальность уменьшалась до 500 м .

В домашних водах для крейсеров применялась серая окраска образца 1896 года, а для заграничных походов-бело-желтая парадная образца 1898 года.

-13
-14

-15

Через десять лет после закладки корабли вернули на верфи для капитальной модернизации. Морально устаревшие корабли решили переоборудовать в учебные, для замены уходивших на покой учебных кораблей типа "Бисмарк".

В 1905-1907 годах первым на казенной верфи в Вильгельмсгафене модернизировали «Фрейя». Корпус, надстройки и мачты переделали, но пока оставили все три трубы. В таком виде он был до 1911 года, когда среднюю трубу демонтировали, но не стали, как на остальных, сдвигать переднюю в корму.

В 1906-1908 годах «Виктория Луизе» прошла модернизацию на казенной верфи в Вильгельмсгафене.

«Герта» тогда же обновляли на казенной верфи в Киле. Реконструкция обошлась в 2 527 000 марок.

В 1907-1909 годах на казенной верфи в Данциге модернизировалась «Ганза», а в 1909-1911 годах «Винета».

По второму кругу процедуру прошли «Фрея» в 1911-1913 годах на казенной верфи в Данциге и в 1915 году «Винета» на казенной верфи в Киле. «Фрея» после 1913 года нес 1 150-мм, 4 104-мм и 14 88-мм орудий.

При модернизации заметно изменился силуэт кораблей-они стали двухтрубными, были перестроены мостики, срезаны фальшборты, трубчатую боевую фок-мачту заменили на обычную.

На крейсерах заменили котлы на 8 морских котлов, при этом «Винета» и «Ганза» показали 19 узлов, а остальные от 19,6 до 18,5. После модернизации нормальный запас угля увеличен до 900 тонн , а полный до 1000 тонн.Более эффективные котлы морского типа, установленные в 1905–1911 годах, увеличили запас хода до 3 840 морских миль при той же скорости.

Из казематов сняли два кормовых 150 мм орудия(кормовые казематы постоянно заливались водой и эффективности от этих орудий все равно ждать было бесполезно) и поставили дополнительные три 88 мм пушки SK L / 35 в носовых спонсонах.

После модернизации "Freya" и "Hertha" отличались от других формой мостика.

При переоборудовании в учебные экипаж вырос за счет "студентов"-26 офицеров и 658 матросов( в том числе 75 курсантов и 300 юнг.

В 1916 году все корабли этого класса были разоружены, за исключением "Freya", на котором в качестве учебно-артиллерийского корабля остались одна 15-см пушка, четыре 10,5-см орудиями SK L / 45 и четырнадцать 8,8-см орудиями L / 30 и L / 35 .

-17
-18
-19

Большие, и не только по классификации, немецкие крейсера своим внешним видом с массивными громоздкими надстройками и высоким бортом, внешне смотрелись довольно нелепо и бороться за титул элегантных и красивых не имели никаких шансов.

Оправдывая старое правило, что лишь красивое совершенно и эффективно, эти корабли не стали венцом творения германского гения. Он еще искал себя на военно-морском поприще. На долю этой серии выпало и множество технических неудач, связанных с внедрением новой техники, да и прославленное немецкое качество еще только начинало создаваться.

Для рейдеров им категорически не хватало скорости и дальности, для эскадренной службы они были большими незащищенными мишенями, со скоростью немногим выше, чем у броненосцев. А время универсальных боевых кораблей еще не пришло.

В итоге, несуразные корабли, не приспособленные по хорошему ни к одной функции, под которые их строили, так и не нашли себе место в боевых порядках Кайзерлихмарине.

Как только представилась возможность, Тирпиц, не раздумывая, спихнул их в учебные корабли. "Бессмысленные", или как их прозвали англичане "десятиминутные" крейсера вызывали у него только раздражение.

По комплексу возможностей "Луизы" были германским аналогом британского "Эдгара", правда без скорости и бронирования последнего.

Для германского флота они стали переходным вариантом в больших крейсерах от бронепалубного к броненосному варианту. Бронепалубных больших крейсеров немцы больше не делали.


Тем не менее, за неимением альтернатив, те крейсера, что могли передвигаться самостоятельно, очень активно использовались в первые годы службы, составив основу крейсерских сил кайзеровского флота. Они ходили по всем океанам, активно показывая германский флаг и применяя силу в многочисленных конфликтах на рубеже веков. Они многое повидали и во многом участвовали.

Эпизодов интересной и насыщенной службы хватило на отдельную статью с огромным количеством фотоматериала.

-20

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам