Компания «ЦентрПрограммСистем», сегодня активно развивающая проекты НТИ по цифровизации сельского хозяйства, начинала свой путь с автоматизации предприятий переработки.
В далеком 1999 году, когда мы впервые взялись автоматизировать крупный мукомольный завод, отраслевых решений, на которые можно было бы ориентироваться, не существовало.
Что представляла из себя информационная среда предприятия? У многих еще не было компьютеров, и соответственно не было даже таких программ, как Word и Exel, без которых сегодня невозможно представить работу ни одного офиса. Вся информация собиралась и систематизировалась вручную в прямом смысле и существовала на бумаге в рукописном или печатном виде. В наиболее продвинутых организациях использовали кустарные программы для каждого отдельного направления: бухгалтерии, лабораторий, финансов. Тогда в среде айтишников это называли «лоскутная автоматизация».
Поэтому на мукомольном заводе начинать пришлось с нуля, и наша команда с интересом стала изучать предметную область.
Даже сейчас, 20 лет спустя, вспоминается общение со специалистами призаводского элеватора и мельницы, бухгалтерами-операционистами, начальником лаборатории. Мы впервые узнали, какие существуют показатели качества зерна, что такое визировочный пост и что собой представляет формула Дюваля. Погрузились в профессиональные термины, такие как «форма 36», «клоп-черепашка», «расчетные показатели выхода муки», «приемная квитанция». Приемка и переработка зерновых культур оказалась очень интересной отраслью!
Плотно работая с заказчиком, наши программисты пошагово «под ключ» разработали в среде MS DOS систему оперативного количественно-качественного учета зерна, муки и побочных продуктов. Внедрение и сопровождение решения, интеграция его с системой бухгалтерского учета, уже стоявшей на предприятии, также были осуществлены нашими силами.
Следующим крупнейшим проектом стала автоматизация Старооскольского комбината хлебопродуктов.
Уже набирала популярность новая платформа «1С:Предприятие 7.7», которую мы выбрали для разработки нового решения. На ее основе мы провели автоматизацию бухгалтерского и отраслевого учета большого производственного комплекса, куда входили элеватор, завод по производству комбикормов, мельница и крупозавод. Постановка задачи, разработка, обучение и внедрение шли, что называется, с колес. И, что самое главное для заказчика, дело закончились успешно, в то время как предыдущие попытки клиента создать то, что хотелось, заходили в тупик.
Так мы стали первопроходцами в сфере автоматизации перерабатывающей промышленности.
Расширение географии
В начале нулевых годов клиентами «ЦентрПрограммСистем» были, в основном, предприятия Белгородской, Курской и Воронежской областей. Спрос на систему постоянно рос благодаря «сарафанному радио» и сайту нашей компании. Все продажи системы, которую мы назвали «Количественно-качественный учет зерна, сырья и готовой продукции на хлебоприемных, мукомольных, крупяных и комбикормовых предприятиях» сопровождались внедрениями, либо первоначальной настройкой и стартовым обучением специалистов заказчика. Базовым продуктом была конфигурация «1С:Бухгалтерия 7.7».
Знаковыми крупными проектами были комплексная автоматизация Комбината хлебопродуктов Калачеевский, Курского комбината хлебопродуктов, Белгородского комбината хлебопродуктов, Щигровского комбината хлебопродуктов. Здесь мы подключали к 1С весовые, автомобильные и железнодорожные терминалы, разрабатывали методики ведения учета, адаптировали программы «под заказ». Часто приходилось жить на объекте, чтобы обеспечить оперативную помощь во внедрении.
Бесценный опыт, полученный в то время, служит хорошую службу специалистам нашей организации и поныне.
С 2004 года пошли продажи системы в другие регионы. В результате общее количество клиентов направления достигло красивой цифры 100.
Поэтому неудивительно, что когда фирма 1С объявила тендер на совместное отраслевое решение, наша разработка была вне конкуренции. Сказались 11-летний на тот момент опыт работы в отрасли, глубокая методологическая проработка вопроса количественно-качественного учета, качество программного кода, сложившаяся добрая репутация нашей компании на ИТ-рынке.
Вместе с 1С
В апреле 2010 фирма 1С объявила о выпуске нового отраслевого решения «1С:Бухгалтерия элеватора и комбикормового завода». Благодаря франчайзинговой сети о системе узнало намного больше потенциальных заказчиков. Современные технологии удаленной поддержки и внедрения предоставили возможность повысить качество услуг по внедрению и сопровождению решения. А развитие функционала для предприятий масло-жировой отрасли позволило значительно расширить применение системы.
Благодаря независимой архитектуре отраслевого функционала наша организация и партнеры 1С обеспечивают встраивание блока отраслевого учета в различные отраслевые и локализованные решения, например, «1С:ERP Управление предприятием 2», «1С:Комплексная автоматизация 2», «1С:Управление нашей фирмой», «1С:Бухгалтерия для Беларуси», «1С:Бухгалтерия для Казахстана» и другие уникальные конфигурации. По состоянию на 2020 год система внедрена более чем в 500 предприятиях 59 регионов РФ, а также на предприятиях Беларуси, Казахстана, Украины.
Система нашла хорошее применение на предприятиях следующих направлений:
- Элеватор, хлебоприемный пункт, хлебная база, зерносушильный комплекс
- Семенной завод
- Зерновой терминал (морской, речной, железнодорожный)
- Завод по производству комбикормов, премиксов, лизина
- Комбинат хлебопродуктов
- Маслоэкстракционный завод, маслопрессовый завод
- Комбинат растительных масел, масложировой комбинат
- Завод по переработке сои
- Мельница и мукомольный комбинат, крупозавод
- Солодовня
- Многоотраслевой холдинг, имеющий замкнутый цикл производства и переработки продукции по принципу «от поля до прилавка».
По результатам опроса, проведенного в 2017, фирма 1С определила программные продукты, разработчики которых обеспечивали на протяжении нескольких лет стабильно высокий уровень качества конфигурации и сопровождения.
Конфигурации, разработанной ООО «ЦентрПрограммСистем» совместно с 1С, присвоен статус «Лучший продукт 1С-Совместно 2017».
Цифровой элеватор
Современные требования клиентов к организации учета и контроля процессов приемки, перемещения и отгрузки зерна и готовой продукции неотъемлемо связаны с требованиями максимально снизить или вообще исключить человеческий фактор при определении веса и качества сырья, продукции переработки.
Руководство заказчиков ставит задачу повышения качества управления производственной деятельностью. Для этого используют оборудование по контролю и управлению движением транспорта (шлагбаумы, светофоры, средства звукового оповещения и RFID-идентификации), интеграцию с системами отбора проб зерна и лабораторным оборудованием по определению качества.
Наиболее эффективно решаются эти вопросы путем прямой интеграции с отраслевым решением. Все процессы по движению автомашин контролируются и управляются при помощи оборудования, которое подключается к системе на базе 1С.
«1С:Бухгалтерия элеватора и комбикормового завода» умеет получать с весового терминала и хранить информацию о массе зерна, поступившего на предприятие, регистрировать в режиме онлайн качество сырья на основании данных лабораторных приборов, фиксировать фото- и видеоматериал о состоянии кузова, данные номеров автомобилей и вагонов. Выдача информации на внешние устройства тоже осуществляется из 1С: система управляет очередью движения машин и выдает на световое табло информацию-приглашение на въезд/выезд водителю, открывает и закрывает в требуемый момент шлагбаумы, либо выдает звуковое оповещение о несанкционированном проезде через весовую.
Интеграция с системами термометрии, расчета оптимального рецепта кормления животных, лабораторным оборудованием по определению качества – далеко не полный перечень примеров стыковки с системой на базе 1С.
В ноябре 2019 ООО «ЦентрПрограммСистем» исполнилось 20 лет. Такой же возраст и у направления по автоматизации зерноприемных и перерабатывающих предприятий.
Сергей Зайцев, координатор отраслевого направления элеватор, комбикормовый завод, маслозавод компании "ЦентрПрограммСистем"