В 80-х годах прошлого века, когда у нас наступила гласность и перестройка, а в отношениях между СССР и США наметилось некоторое потепление, в американский прокат один за другим стали выходить фильмы о "хороших" русских, большинство из которых имело в своем названии слово "красный" - Красный скорпион, Красный рассвет, Охота за "Красным Октябрем".
Все они, конечно, изображали советских людей карикатурно и ничего, кроме смеха вызвать в СССР не могли.
Возможно, поэтому в советский прокат они так и не вышли, а зрители знакомились с ними в видеосалонах.
Символом тех времен стал, пожалуй, фильм Красная жара.
Супер популярный к тому времени Арнольд Шварцнеггер сыграл советского милиционера таким, каким представляли себе американцы советского человека - немногословный, сильный, честный, мудрый со своеобразным чувством юмора.
Самое интересное, что все эти качества действительно были свойственны советским людям.
Но персонаж, получившийся в результате у Шварцнеггера, ничего, кроме смеха, точнее гомерического хохота, у советских людей не вызывал.
Даже не смотревшие фильм знали моментально ставшие крылатыми фразы:
Какие ваши доказательства.
и
Хулигани.
Так что не удивительно, что Красная жара, заявленная в американском прокате как боевик, в СССР воспринималась не иначе, как комедия.
Кроме смешных фраз в исполнении нелепого милиционера Шварцнеггера, фильм запомнился советскому зрителю еще двумя моментами.
Это начальная сцена в бане, где практически ничем не прикрытый главный герой, играя мускулами, прохаживается туда-сюда.
По замыслу авторов, эта сцена должна была отыграть две функции - показать силу и мощь советского милиционера и напомнить зрителям похожую сцену из фильма Терминатор.
Но советский зритель, не избалованный подобным контентом в кино, воспринял сцену в бане, скорее, как эротическую, а не как демонстрацию силы.
И второй момент, на который нельзя было не обратить внимание - это появление в этом фильме двух звезд советского кино, эмигрировавших в США - Олега Видова и Савелия Краморова.
Роли у них были, конечно, минутные.
Но для советского зрителя они были от этого не менее важными. Многие в то время отнеслись к эмиграции этих актеров весьма отрицательно.
Для съемок на Красной площади студия шесть месяцев выбивала разрешение.
К слову, это первый иностранный фильм, который был разрешено снимать в этом значимом для советских людей месте.
Фильм так и не попал в советский прокат, но был показан по телевидению в 1995 году. К тому времени его уже все знали и он, можно сказать, даже пользовался определенной популярностью.
К слову, фильм оказался коммерчески успешным для снявшей его американской студии, несмотря на десятимиллионный гонорар Шварцнеггера.
При бюджете в 29 миллионов долларов фильм заработал почти 35 миллионов, что превышает 27% от общих затрат. И это позволяет назвать фильм успешным.
А когда вы в первый раз посмотрели этот фильм?
Воспринимаете его как комедию или боевик?