Макки, тебя наверное постоянно спрашивают, как зарабатывать сценаристикой на жизнь. Ты ведь поэтому книгу и написал?)
Нам тоже часто задают такие вопросы и поскольку до тебя дозвониться не так просто, решили, что стоит поговорить о том, как стать анимационным да и любым другим сценаристом с Дмитрием Яковенко, ведущим сценаристом проекта "Смешарики: Пин-код". Последние 15 лет Дмитрий работает в анимационной сценаристике, а недавно на канале ТВ-3 вышел его мини-сериал в жанре триллер "Сенсор".
Расскажите, как вы стали анимационным сценаристом, как начался ваш творческий путь?
Можно сказать, что мой творческий путь начался ещё в детском саду, когда я начал писать свои первые сказки-рассказики в тетрадках в клеточку.
При этом,
Именно писателем или, тем более, сценаристом я себя в будущем, почему-то, никогда не видел. Это казалось чем-то несбыточным и волшебным, как детская мечта стать космонавтом.
По диплому я вообще инженер радиосвязи, правда, ни дня по профессии не работал. В университете начал рисовать карикатуры для заработка, которые печатали в юмористических изданиях и сборниках анекдотов, благодаря случайности познакомился с анимационным режиссёром Константином Бронзитом – оказалось, что он тоже начинал свой творческий путь с карикатур.
Побывал на студии «Мельница» по его приглашению,
И тут вдруг выяснилось, что фильмы делают обычные люди, а не демиурги из параллельных миров.
И тогда возникла очевидная мысль – а почему бы и мне не попробовать приобщиться к прекрасному?
Первый сценарий я написал в студенческие годы, без какой-то подготовки, основываясь только на своем детском опыте написания сказок и рассказов. Он был полнометражным.
Сразу как-то так получилось, что он попал в руки к Сергею Сельянову (руководитель кинокомпании СТВ) и даже был одобрен мэтром, но, к сожалению, не куплен, потому что жанр мистики на тот момент не был востребован. К тому же, главным героем там был восемнадцатилетний пацан, что тоже было не в кассу.
Но благодаря этому сценарию меня заметили на той же «Мельнице», стали поручать сценарии для анимационных сериалов. В общем, неожиданно для себя, через какое-то время я стал анимационным сценаристом.
Как вы попали в проект “Смешарики”? Готовились ли специально как-то к проекту: изучали детскую психологию или делали разборы других мультфильмов? Вы изначально ориентировались на то, что этот проект будет интересен и детям, и взрослым?
Я специально не готовился и детской психологии не изучал.
На «Смешарики» я попал в самом начале своей деятельности, приходилось на практике учиться сценарной структуре и прочим азам драматургии.
А по поводу психологии, художественный руководитель Смешариков Анатолий Валентинович Прохоров изначально не хотел делать исключительно детский проект.
Вместе с главным сценаристом проекта Алексеем Лебедевым они и создали этот тонкий, удивительный мир шарообразных животных. У них я и учился первым шагам - как стать анимационным сценаристом.
Как вам работалось в соавторстве с режиссером? Вы ссорились с кем-то в процессе создания Смешариков? Ну, то есть, вы уверены в какой-то своей идее, и пытаетесь ее донести, а вас не слышат. Отказывались от каких-то идей в этом проекте?
Соавторство с режиссером - это непростой культурный опыт, который, как мне кажется, нужно приобрести каждому сценаристу. Хороший режиссер он думает прежде всего образами, картинкой и часто его идеи противоречат общей структуре проекта.
А Денис Чернов - очень хороший режиссер, возможно, самый лучший режиссер полнометражной анимации в России. В итоге мы все равно героически создали вместе два полных метра. Ссор, в смысле скандалов, в работе не было. Были творческие разногласия по некоторым вопросам.
Спор - это неизбежный фактор любой коллективной работы, а кино это прежде всего коллективный труд.
И любой сценарист должен этот факт осознавать. Например, на втором полном метре Смешарики Дежавю была идея, что герои попадают в прошлое и теряют память. Мне очень нравилась эта идея, она позволяла привычные нам характеры разыграть с новой стороны. Но в итоге, от этой идеи пришлось отказаться по разным причинам. Я до сих пор жалею, что так получилось.
К слову, первый вариант сценария, который был написан всего за полтора месяца до подачи в Министерство Культуры, попал в интернет и многим он нравится больше, чем финальный вариант, который мы допиливали потом еще два года.
Какого формата правки, как правило, встречаются? И как вообще проходит процесс правок именно в анимационной сценаристике? Тяжело ли их принимать или уже в рабочем режиме, спокойно к этому относитесь?
Анимационные сценарии правятся так же, как и все прочие. Редактор совместно со сценаристом работает над тем, чтобы точнее донести до зрителя посыл истории, сделать сценарий более логичным, реплики более емкими и так далее. Любые правки твоего детища воспринимаются болезненно, потому что прежде всего это дополнительный труд.
Ты всегда проходишь через все пять стадий принятия. Отрицание, гнев, торг, депрессия и финальное принятие. Профессионального сценариста как раз отличает умение быстро, а лучше всего моментально проходить через первые четыре стадии.
Но если ты видишь, что предложенные правки реально улучшают первоначальный скрипт - это счастье.
Расскажите, пожалуйста, еще про работу в команде, как строится рабочий процесс и взаимодействия в команде, сколько у вас человек, как часто меняется состав команды? Можно ли попасть на проект такого плана без опыта?
В рамках проекта Смешарики существует разное количество сериалов и спинофов. Основной сериал, который после выхода первого полного метра перешел в формат 3D, различные Азбуки, Малышарики, Пин-код. На основном проекте редактурой занимался Анатолий Прохоров, сценарии принимались через него.
Изначально был проведен открытый конкурс, куда каждый мог прислать свой сценарий.
На остальных проектах своя команда, которая занимается созданием, редактурой и отбором сценариев. Как правило, работают в связках - ведущий режиссер и ведущий сценарист. Например, на проекте Пин-код в настоящий момент я являюсь ведущим сценаристом, а ведущий режиссер - Алексей Горбунов. Мы вместе редактируем сценарии. На 2D Азбуках Светлана Мадаголимова является одновременно ведущим режиссером и ведущим сценаристом.
Без опыта можно попасть куда угодно. На всех крупных анимационных студиях постоянно ищут сценаристов, поэтому присылайте заявки, а лучше готовые сценарии, и будет вам счастье.
Как вы понимаете, что придумали хорошую историю? Есть ли какие-то критерии, признаки, или все на опыте и интуиции?
Самому невозможно адекватно оценить собственный сценарий. Разве что по прошествии большого количества времени, когда ты уже дал ему отлежаться, забыться, и когда ты читаешь его, будто бы в первый раз.
А так, всегда нужен редактор, который поможет понять, где автора подвела собственная дефолтная система, потому что мозг нас всегда обманывает это неизбежное зло профессии. И ты ощущаешь себя то гением, то бездарностью.
Нарциссические качели - еще один минус профессии сценариста. И эти колебания в самоосознании будут вас преследовать постоянно.
Есть ли смысл вообще заниматься анализом и разбором других работ? Как вы сами смотрите анимацию и кино в целом? Как зритель, исследователь или критик?
Да, это очень полезный метод, мне, например, очень пригодилась практика в качестве редактора на проекте Барбоскины.
Когда разбираешь с авторами их сценарии, ловишь блох в чужой структуре, то открываешь и осознаешь вещи, которые ты раньше либо не замечал, либо делал интуитивно.
Кино я стараюсь смотреть как зритель. Не люблю анализировать во время просмотра, иначе никакого удовольствия. Потому что за анализ и эмоции отвечают разные зоны мозга. А когда я иду в кино или смотрю сериалы дома, то я ориентирован именно на получение эмоций, какого-то отклика.
Потом, задним числом да, бывает, анализирую. Если фильм понравился\не понравился анализирую, что именно зацепило или, наоборот, не сработало.
Где черпаете темы и идеи для новых серий и сколько в целом занимает работа над каждой из них? Как в целом проходит ваш рабочий день? Есть ли какие-то ритуалы, специальные упражнения, как вы придумываете идеи?
Когда речь идет о заказной работе, например, написать серию Пин-кода, посвященную теории относительности, работа напоминает скорее решение математического уравнения.
Это тоже творческий процесс, но он довольно специфический.
А так:
Идеи берутся из бульона ощущений, эмоций и новостей окружающего мира. Мозг обрабатывает всякие знания и выдает сознанию что-то интересное. Это и называется - вдохновение.
Никаких специальных упражнений у меня нет, но если работа не идет, советую не смотреть на белый лист или экран компьютера, а тупо начинать писать.
Пусть это будет бред или детский лепет, но эта деятельность позволяет сдвинуться с мертвой точки и запустить
ту самую творческую генерацию, которую мы никак не ощущаем и не осязаем.
А как вы считаете, что сейчас может быть востребовано в отечественной анимации, а что нет? Есть ли смысл писать сценарии и делать мультики для взрослых у нас в России? Как, например, South park. Какие формы мультипликации сейчас наиболее актуальны?
Сейчас в анимационной сценаристике ориентир в основном на детскую аудиторию, на малышей. Это заказы каналов и то, на что выделяет деньги Министерство Культуры. И Южный парк у нас на государственном уровне никто не будет спонсировать, это точно.
Но ничего не мешает делать его самостоятельно, благо сейчас появляются частные стримминговые платформы которые уже ориентированы на взрослую аудиторию и они, кстати, могут профинансировать или заказать такой проект. Думаю, в ближайшее время у нас должен появиться такой контент.
Что делать, если придумал сценарий мультика и хочешь его воплотить в реальность, скажем так? Как собрать команду или куда со своим сценарием идти? Куда-то отправлять, может? Как это работает?
Можно собрать команду, можно прийти уже на действующую анимационную студию и запустить проект. Поддержку Министерство Культуры оказывает только, если работа выдвигается от какой-то студии, поэтому имеет смысл делать это от студии.
А можно обратиться на любую стримминговую платформу - Старт, Яндекс и другие или попробовать собственными силами.
Сейчас огромное количество разных программ и приложений, которые позволяют одному человеку заменить целую команду в рамках небольшого фильма. Наверное, этот вариант лучше всего, потому что если вы не ленивый человек, вы сможете воплотить свою историю быстрее без согласований и бюрократии.
Расскажите про ваш опыт работы над "Сенсором". Это не анимационный проект, как так получилось, что вы за него взялись? В чем принципиальные отличия между работой в анимации и игровом кино?
Сенсор - это проект, у которого рабочее название было Вкус боли. Это был мой второй полный метр, который я написал уже больше десяти лет назад. Еще до того как стал профессиональным анимационным сценаристом и вообще профессиональным сценаристом.
Он был написан без какого-либо заказа, просто появилась идея и она была воплощена в виде полнометражного сценария. Я предлагал сценарий разным студиям и компаниям. Всем нравилось, люди начали передавать его дальше.
В итоге, он дошел до редактуры канала ТВ-3 и на счастье попал в руки Влада Рубина, который смог убедить руководство канала в том, что надо брать и делать.
Пришлось сильно переделать сценарий, потому что за 10 лет сменилась практически целая эпоха. Как обычно, что-то из того, что в итоге в нем изменилось, не нравится. Что-то мне нравится из нововведений, какие-то удалённые вещи жаль, но главное - проект наконец состоялся.
В настоящее время я вообще ориентирован именно на игровое кино, благо мои любимые жанры - мистика, хоррор, сай-фай наконец-то стали востребованы.
Чьи работы вас вдохновляют (режиссеров, художников, писателей, есть ли какие-то личные ролевые модели?)
Меня вдохновляет, например, Семен Слепаков. Его проекты - это действительно очень хорошие жанровые работы, мне дико нравится его перфекционизм, его подход и то, что он делает.
Мои любимые, писатели - Марина и Сергей Дяченко, я прочитал все их книги и даже сказки. Их основной жанр - это городское фэнтези, чистый восторг!
Я мечтаю экранизировать их книги в качестве шоураннера, но, к сожалению, это не совсем реально, так как они предпочитают сами писать сценарии по своим произведениям. Да и бюджеты потребуются как для российского варианта Игры Престолов.
Чего не хватает на ваш взгляд современному кино в России и вообще?
Современному кино в России на мой взгляд не хватает сейчас самостоятельности, как финансовой так и творческой. А наша анимация пока ещё довольно инфантильна.
Какие качества важны для сценариста, что вы можете пожелать тем, кто только начинает свой путь?
Прежде всего - умение адекватно воспринимать все те минусы профессии, о которых я уже говорил: неизбежность правок, чужое мнение и так далее.
Кино - это коллективный процесс и сценарист лишь часть этого процесса, безусловно важная, но и дополняемая. Ну и еще усидчивость:
Стальная задница - это наше все.
Если бы вы сегодня неожиданно очнулись никому неизвестным молодым человеком с другим именем и внешностью, на 10 лет моложе, как бы вы вели себя, как пробивались бы в анимационную индустрию, какие шаги предпринимали? Кому писать, куда ходить и как себя представлять? При этом, доказать никому, что вы тот самый сценарист, вы не можете, приходится все выстраивать заново.
Я бы точно не пошел сейчас в анимационную индустрию. Да она развивается семимильными шагами, в ней интересно, но хочется немного перестроить свою деятельность, немножко наелся за 15 лет.
Тем более, что сейчас начинается золотое время стримминговых платформ, они вкладывают колоссальные средства в контент, им нужны новые авторы, идеи, проекты и они открыты сейчас для предложений.
Это время продлится недолго, думаю пару-тройку лет максимум. Потом пойдут поглощения, закрытия, но сейчас грех упускать такую возможность. Да, надо дерзать! Как тебе такое, Роберт?