Найти тему

Пишем свою первую научную статью. Инструкция

Оглавление

На старших курсах часто появляется возможность написать статью и бесплатно подать её на конференцию, проводимую университетом, возможно даже с международным участием. А если ещё и на английском? Что делать, если никогда не писал научные статьи до этого и никто учить этому не собирается. Старшее поколение скорее всего не знакомы с современными инструментами, помогающими в написании статьи, а преподаватели помоложе заняты своей карьерой и им некогда обучать такому.

Photo by Science in HD on Unsplash
Photo by Science in HD on Unsplash

Когда я был студентом, то совсем не понимал как подступиться к написанию статей. Казалось, что это очень сложно и что без наставника никак. Но пришел момент, когда пришлось начать писать и разбираться во всём самим.

Здесь я собрал краткое руководства процесса написания научной статьи для тех, кто только начинает это делать. Материала будет много. Постараюсь не перегружать лишней информацией Приступим.

О чем писать?

Такой возникает самый первый вопрос. Сразу зайду наперёд и скажу, что по факту можно писать о чем угодно , если текст написан грамотно с точки зрения научного стиля. Все построено на принципе этических норм и совести самого учёного. В 2017 году был эксперимент американских учёных, где они написали 20 фейковых статей в научные журналы из которых как минимум 7 были приняты (ссылка здесь).

Название статьи: "Реакция людей на культуру изнасилования и проявления нетрадиционной сексуальной ориентации в собачьих парках Портланда, штат Орегон".  Взято с сайта BBC.com
Название статьи: "Реакция людей на культуру изнасилования и проявления нетрадиционной сексуальной ориентации в собачьих парках Портланда, штат Орегон". Взято с сайта BBC.com

О практически любом эксперименте, который не является уже общепризнанным технологическим процессом можно написать статью. Даже результаты лабораторных работ в университете по из курсов по специальности, если в них внести небольшие изменения могут быть темой научной статьи. Даже, если при составлении ссылок на литературы найдётся похожий уже опубликованный эксперимент, он всё равно не будет точно таким же (если вы конечно специально его не копировали). На данный момент (2020 год), нет той идеальной базы данных, чтобы сравнить свой эксперимент со всеми работами выполненными в мире. Есть вероятность, что что-то совпадёт, но никто вас винить за это не будет. Рекомендация: не надо переживать по поводу, что вдруг это кто-то уже поставил подобный эксперимент. Пишите о своих результатах и отмечайте обнаруженные эффекты и зависимости.

С опытом придёт понимание, какие именно направления в вашей области знаний недостаточно изучены и какие пробелы необходимо восполнить, чтобы пополнить общую копилку знаний.

Поиск информации и вспомогательные программы

Какие-то статьи можно найти простым запросом в гугле, но оптимальнее всего пользоваться специальны сервисом для поиска по научным материалам Google Scholar (Академия Google ) запрос конечно лучше вводить на английском языке для поиска в международных журналах. На русском языке осуществлять поиск там тоже можно. Разницу в количестве найденных статей можно увидеть на скриншоте.

По одному и тому же запросу на разных языках. 1.5 тыс. публикаций на русском и 60 тыс.  на английском
По одному и тому же запросу на разных языках. 1.5 тыс. публикаций на русском и 60 тыс. на английском

По российским публикациям можно производить поиск в российской научной базе данных eLibrary. По-моему мнению сайт имеет не удобный интерфейс для обычного поиска статей. Возможно в нем есть смысл при составлении особенных поисковых запросов или когда надо составить список литературы исключительно из российских публикаций.

Большинство найденных статей будут платными. Бесплатный доступ к ним получить возможно, если осуществить вход через сеть ВУЗа. У вуза должны быть подключены подписки к крупным международным научным базам данных.

Писать статью будем в Word. Включаем видимость всех знаков и больше не выключаем (скриншот)

Включение отображения знаков табуляции
Включение отображения знаков табуляции

Кроме это понадобятся еще ряд программ.

Mendeley. Настоятельно рекомендую установить и разобраться с программой для автоматического составления списка литературы Mendeley или другую подобную программу. Потому что оформлять список литературы вручную даже для одной статьи дольше, чем разобраться в этой программе и сделать список с её помощью. Хорошее руководство по программе можно найти здесь ( http://science.spb.ru/sci/index/mendeley)

Photoshop. Не обязательно, но желательно. Не всегда фотографии, картинки, графические схемы скомпонованы хорошо и удобны для восприятия. Поэтому делаем это в Фотошопе или в другой подобной программе (пейнт не годится). Также можно улучшить качество самого изображения, но не заниматься фальсификацией.

Структура научной статьи

У каждого журнала свои требования к оформлению статей. Обычно это doc. или pdf. файл с шаблоном и подробным описанием к оформлению публикации. Его надо читать внимательно, чтобы ничего не упустить.

Базовая структура, которая присутствует, возможно, во всех журналах выглядит следующим образом:

  1. Реферат (Abstract). Кратко и точно нужно описать, о чем написано в статье, в чем суть эксперимента и конкретные результаты. Это часть нужная для того, чтобы читателя могли понять описывает ли статья тему, которую их интересует и будут они читать её дальше или нет. Обычно пишется после того, как статья полностью дописана.
  2. Введение (Introduction). Описываем суть явления и приводим обзор, что уже сделано по данной теме (или по связанным темам) с ссылками на источник.
  3. Эксперимент (Experiment). Описываем, что сделали и как сделали, какие-то подробности можно упускать (каждое движение уточнять не требуется), но нужно описать так, чтобы другие тоже могли повторить эксперимент.
  4. Выводы (Conclusions). Кратко и по делу описываем полученные результаты и обязательно добавляем сои умозаключения по этим результатам. Лучше писать так, чтобы читатель мог понять выводы без ознакомления со всей статьей.
  5. Список литературы (References). Источники, на которые были ссылки при написании статьи. Требования к оформлению у журналов разные. Если нет требований, то можно написать по требованию ГОСТ Р 7.0.100– 2018 . Сам ГОСТ длинный, поэтому рекомендую сразу листать до 111 стр. и делать по примерам.

Другие структурные части могут присутствовать, а вот отсутствовать эти не могут.

Как переводить на английский?

Конечно это придётся делать самому (если нет, то вам крупно повезло). Есть разные методы, можно написать всё на русском, а потом перевести, можно писать сразу на английском. Необходимо учесть, что объем уменьшится при переводе на 10-20%. Для перевода лучше одновременно использовать Яндекс.Переводчик, Google Переводчик и DeepL. Проверять на сколько позволяют знания английского.

Отправка на рецензию

После того как статья написана, её нужно отправить в журнал для рецензирования. Вам выделяют рецензента, который читает статью и пишет свои замечания к ней, а также рекомендует/не рекомендует статью к публикации. Затем журнал может принять статью, отклонить или вернуть на доработку.

Дополнительно

  • Куда подать статью? Зависит от цели, для достижения которой эта статья пишется. На выбор влияют: тема, срочности, стоимость публикации (много бесплатных и платных). Существуют также численные показатели эффективности журналов (импакт-фактор и прочие), по которым можно выбирать журнал.
  • Обязательно дать кому-то прочесть статью перед отправкой на рецензию или проверить в ТЕКСТ.РФ на орфографические ошибки и повторение слов.
  • Чтобы статья получилась качественной, прочесть несколько статей опытных авторов для таких авторитетных журналов как Science и Nature

И главное не бояться. Здесь, я предоставил достаточно информации, чтобы написать хорошую первую научную публикацию. Первая статья, мне кажется, самая сложная в написании с эмоциональной точки зрения.

Спасибо и успехов!