Рубрика знакомство с музеем
Государственный Музей искусств Узбекистана – один из первых художественных музеев Средней Азии, открытие которого состоялось в 1918 г. За годы своего существования он стал одним из ведущих культурно-просветительских и научных центров страны
С 1918 по 1935 гг. музей находился в Ташкенте в бывшем дворце князя Н. Романова, с 1935 по 1966 гг. — в здании Народного дома. В 1974 г. на этом же месте построено новое здание музея.
Основой для создания Музея послужила коллекция Великого князя Николая Константиновича Романова, в которую входили произведения живописи, графики и скульптуры русских и западноевропейских мастеров, мебель, изделия из фарфора, бронзы и другие предметы прикладного искусства. Страсть к собирательству Великий князь стал реализовывать еще в родном Санкт-Петербурге. Будучи сосланным в Ташкент, он привозит коллекцию с собой, а перед смертью, в 1918 г., передает свой дворец и предметы искусства в дар Ташкенту с условием обустройства в нем музея. Так, благодаря собирательской деятельности знаменитого представителя династии Романовых, Ташкент приобрел самую богатую в Средней Азии коллекцию европейской живописи и скульптуры.
Историю Музея с момента его основания и до сегодняшнего дня можно разделить на несколько периодов. В первый период (1918 – 1924 гг.) главным хранителем коллекции, размещавшейся, как и было завещано, в бывшем романовском особняке, была Надежда Александровна Искандер-Романова, урожденная фон Дрейер, супруга Великого князя. Она проработала в Музее до 1923 г. В те годы коллекция насчитывала около 100 единиц хранения. В свою очередь, первым директором стал художник-реставратор, работавший еще у самого князя, М. Вербов. В 1919 г. Музей возглавил уроженец Ферганы, замечательный живописец, сыгравший особую роль в формировании узбекского искусства XX в., Александр Волков. Начальный период деятельности Музея был ознаменован первыми пополнениями фондов за счет поступлений произведений искусства в дар от различных Музеев и государственных Музейных фондов Москвы и Санкт-Петербурга. Коллекция русской живописи обогатилась в те годы такими замечательными произведениями, как «Портрет Оболенской» В. Тропинина, «Вид Везувия с моря» А. Боголюбова, «Версальский парк» А. Бенуа, «Финская девушка» А. Головина, «Портрет дамы в голубом» и многое другое.
С 1929 по 1934 гг. Музей находился на консервации. Лишь в 1935 г. он вновь открылся для широкой публики, уже в стенах подготовленного для экспозиционных целей бывшего здания фабрики-кухни. В эти годы он именуется «Узбекистанский музей искусств». Во второй период деятельности (1935 – 1941 гг.) профиль Музея окончательно определился. Было принято решение, что основная роль в формировании его фондов будет принадлежать узбекскому национальному искусству. В этой связи остро встал вопрос о собирательской работе и комплектовании этой части коллекции. Собирательская работа началась с посещений научными сотрудниками базаров старого Ташкента, где продавались художественные изделия народных мастеров. Однако бессистемность приобретений не позволяла получить полную картину локальных особенностей узбекского народного искусства.
Благодаря энтузиазму специалистов были сформированы научно-исследовательские экспедиции по сбору экспонатов, которые были посланы в отдаленные области и районы, а также в Бухару и Хиву, где старинные ремесленные изделия все еще имели хождение в быту населения. Помимо сотрудников Музея, к участию в экспедициях привлекались археологи, искусствоведы, архитекторы и этнографы. Научные экспедиции в различные регионы Узбекистана позволили собрать шедевры архитектурного декора, вышивку, чеканные изделия, рукописные книги. В результате стало возможным создание постоянной экспозиции народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана.
Начиная с 1932 г., в Музее стали устраивать республиканские художественные выставки. Лучшие произведения, приобретенные Музеем, вошли в его золотой фонд.
В годы Второй мировой войны активная деятельность Музея была приостановлена. Главной задачей тех лет стало сохранение драгоценных коллекций.
Большое внимание Музей уделял экспозиции народного искусства. Витрины с каждым его видом наряду с довоенным материалом включали произведения современных мастеров. Так, в залах Музея можно было увидеть работы резчиков по ганчу.
Особое внимание уделялось также формированию археологической коллекции Музея. Так, сотрудники приняли участие в возглавляемой археологом В. А. Шишкиным экспедиции Узбекистанского комитета по охране памятников старины, целью которой было исследование раннесредневекового городища Варахша.
В Музее проводилась и широкая научно-популяризаторская работа: организовывались экскурсии, читались лекции по актуальным темам изобразительного искусства, работали искусствоведческие кружки, проводились творческие встречи с художниками. Многогранная деятельность сделала Музей ведущим культурным центром республики.
Активная была издательская деятельность Музея. В 1968 г. было издано восемь буклетов, художественный альбом и каталог коллекции. В 1974 г. в жизни Музея произошло историческое событие. В самом центре Ташкента для него было построено новое здание, выполненное в современном стиле, в виде застекленного со всех сторон куба. Для размещения фондовых хранилищ и машинной части были предназначены подвальные помещения. Цокольный этаж заняли лекционный зал, фойе с гардеробом, художественный салон. Из фойе зрители попадали во внутренний дворик с верхним светом, где были размещены образцы архитектурного декора Узбекистана.
Отсюда по мраморным ступеням посетители и сегодня могут подняться на второй, третий и четвертый этажи, где расположены 50 залов с основными экспозициями. Торжественное открытие Музея в новом здании состоялось 30 апреля 1974 г.
По сей день Музей продолжает работу в этом здании. Посетители могут ознакомиться с прекрасными произведениями древности, декоративно-прикладным искусством разных стран, работами русских и западноевропейских художников. Работы мастеров кисти Узбекистана раскрывают историю становления и развития изобразительного искусства республики.