Найти тему

Знакомство с Государственным музеем искусств Узбекистана

Рубрика знакомство с музеем

Государственный Музей искусств Узбекистана – один из первых художественных музеев Средней Азии, открытие которого состоялось в 1918 г. За годы своего существования он стал одним из ведущих культурно-просветительских и научных центров страны

С 1918 по 1935 гг. музей находился в Ташкенте в бывшем дворце князя Н. Романова, с 1935 по 1966 гг. — в здании Народного дома. В 1974 г. на этом же месте построено новое здание музея.

Основой для создания Музея послужила коллекция Великого князя Николая Константиновича Романова, в которую входили произведения живописи, графики и скульптуры русских и западноевропейских мастеров, мебель, изделия из фарфора, бронзы и другие предметы прикладного искусства. Страсть к собирательству Великий князь стал реализовывать еще в родном Санкт-Петербурге. Будучи сосланным в Ташкент, он привозит коллекцию с собой, а перед смертью, в 1918 г., передает свой дворец и предметы искусства в дар Ташкенту с условием обустройства в нем музея. Так, благодаря собирательской деятельности знаменитого представителя династии Романовых, Ташкент приобрел самую богатую в Средней Азии коллекцию европейской живописи и скульптуры.

-2

Историю Музея с момента его основания и до сегодняшнего дня можно разделить на несколько периодов. В первый период (1918 – 1924 гг.) главным хранителем коллекции, размещавшейся, как и было завещано, в бывшем романовском особняке, была Надежда Александровна Искандер-Романова, урожденная фон Дрейер, супруга Великого князя. Она проработала в Музее до 1923 г. В те годы коллекция насчитывала около 100 единиц хранения. В свою очередь, первым директором стал художник-реставратор, работавший еще у самого князя, М. Вербов. В 1919 г. Музей возглавил уроженец Ферганы, замечательный живописец, сыгравший особую роль в формировании узбекского искусства XX в., Александр Волков. Начальный период деятельности Музея был ознаменован первыми пополнениями фондов за счет поступлений произведений искусства в дар от различных Музеев и государственных Музейных фондов Москвы и Санкт-Петербурга. Коллекция русской живописи обогатилась в те годы такими замечательными произведениями, как «Портрет Оболенской» В. Тропинина, «Вид Везувия с моря» А. Боголюбова, «Версальский парк» А. Бенуа, «Финская девушка» А. Головина, «Портрет дамы в голубом» и многое другое.

С 1929 по 1934 гг. Музей находился на консервации. Лишь в 1935 г. он вновь открылся для широкой публики, уже в стенах подготовленного для экспозиционных целей бывшего здания фабрики-кухни. В эти годы он именуется «Узбекистанский музей искусств». Во второй период деятельности (1935 – 1941 гг.) профиль Музея окончательно определился. Было принято решение, что основная роль в формировании его фондов будет принадлежать узбекскому национальному искусству. В этой связи остро встал вопрос о собирательской работе и комплектовании этой части коллекции. Собирательская работа началась с посещений научными сотрудниками базаров старого Ташкента, где продавались художественные изделия народных мастеров. Однако бессистемность приобретений не позволяла получить полную картину локальных особенностей узбекского народного искусства.

-3

Благодаря энтузиазму специалистов были сформированы научно-исследовательские экспедиции по сбору экспонатов, которые были посланы в отдаленные области и районы, а также в Бухару и Хиву, где старинные ремесленные изделия все еще имели хождение в быту населения. Помимо сотрудников Музея, к участию в экспедициях привлекались археологи, искусствоведы, архитекторы и этнографы. Научные экспедиции в различные регионы Узбекистана позволили собрать шедевры архитектурного декора, вышивку, чеканные изделия, рукописные книги. В результате стало возможным создание постоянной экспозиции народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана.

Начиная с 1932 г., в Музее стали устраивать республиканские художественные выставки. Лучшие произведения, приобретенные Музеем, вошли в его золотой фонд.

В годы Второй мировой войны активная деятельность Музея была приостановлена. Главной задачей тех лет стало сохранение драгоценных коллекций.

Большое внимание Музей уделял экспозиции народного искусства. Витрины с каждым его видом наряду с довоенным материалом включали произведения современных мастеров. Так, в залах Музея можно было увидеть работы резчиков по ганчу.

Особое внимание уделялось также формированию археологической коллекции Музея. Так, сотрудники приняли участие в возглавляемой археологом В. А. Шишкиным экспедиции Узбекистанского комитета по охране памятников старины, целью которой было исследование раннесредневекового городища Варахша.

В Музее проводилась и широкая научно-популяризаторская работа: организовывались экскурсии, читались лекции по актуальным темам изобразительного искусства, работали искусствоведческие кружки, проводились творческие встречи с художниками. Многогранная деятельность сделала Музей ведущим культурным центром республики.

Активная была издательская деятельность Музея. В 1968 г. было издано восемь буклетов, художественный альбом и каталог коллекции. В 1974 г. в жизни Музея произошло историческое событие. В самом центре Ташкента для него было построено новое здание, выполненное в современном стиле, в виде застекленного со всех сторон куба. Для размещения фондовых хранилищ и машинной части были предназначены подвальные помещения. Цокольный этаж заняли лекционный зал, фойе с гардеробом, художественный салон. Из фойе зрители попадали во внутренний дворик с верхним светом, где были размещены образцы архитектурного декора Узбекистана.

Отсюда по мраморным ступеням посетители и сегодня могут подняться на второй, третий и четвертый этажи, где расположены 50 залов с основными экспозициями. Торжественное открытие Музея в новом здании состоялось 30 апреля 1974 г.

По сей день Музей продолжает работу в этом здании. Посетители могут ознакомиться с прекрасными произведениями древности, декоративно-прикладным искусством разных стран, работами русских и западноевропейских художников. Работы мастеров кисти Узбекистана раскрывают историю становления и развития изобразительного искусства республики.