В этом материале я приведу информацию о нескольких архитекторах, строивших в Москве здания в стиле модерн.
Кекушев Лев Николаевич
(07(19).02.1859–1914?) – один из самых ярких российских архитекторов, которого принято считать родоначальником московского модерна.
Он родился в Вильно в семье русского офицера, дворянина, и польки. Окончил виленскую гимназию.
В 1889 году Кекушев переезжает в Москву, где в качестве помощника Семена Семеновича Эйбушитца – австрийца, принявшего русское подданство и ставшего известным московским архитектором, – принимает участие в постройке доходного дома и бань наследниц Хлудова и Охотного ряда. Уже на следующий год он открывает собственную архитектурную фирму.
Блестящий эрудит, знаток мирового искусства, отличный рисовальщик, Лев Николаевич был мастером историко-архитектурных стилизаций. Поэтому так близок ему оказался модерн, смело смешивающий художественные формы.
В своем творчестве Лев Николаевич использовал близкий ему по романтическому духу франко-бельгийский модерн.
В 1893 году Кекушев проектирует и строит в Москве первое здание в стиле модерн – доходный дом в Варсонофьевском переулке.
Наиболее известные работы Л.Н.Кекушева в Москве.
1898—1899 — особняк Л. Н. Кекушева (О. А. Листа, Н. К. Кусевицкой), Глазовский переулок, 8
1899 — перестройка особняка И. И. Некрасова, Гоголевский бульвар, 4
1899—1900 — особняк М. С. Саарбекова (при участии С. С. Шуцмана), Поварская улица, 24
1899—1900 — Никольские (Иверские) торговые ряды (при участии С. С. Шуцмана), Никольская улица, 5
1900—1903 — особняк А. И. Кекушевой (при участии В. С. Кузнецова), Остоженка, 21
1901 — доходный дом В. И. Грязнова (при участии С. С. Шуцмана), Остоженка, 17
1902 — доходный дом, Колпачный переулок, 4, стр. 1
1902 — общежитие ИМТУ, Вторая Бауманская улица, 14
1902—1903 — доходный дом А. И. Кекушевой, Остоженка, 19
1902—1905 — доходный дом М. А. Франка (совместно с С. С. Шуцманом), Большой Кисельный переулок, 111902, 1904 — доходный дом А. Ф. и Н. Ф. Бочаровых, Гоголевский бульвар, 21
1903 — особняк В. Д. Носова с каретным сараем и подпорной белокаменной стеной, Электрозаводская улица, 12
1903 — доходный дом К. В. Исаева (К. Т. Толоконникова) (при участии К. Ф. Бурова), Пятницкая улица, 42, корп. 2
1903—1904 — особняк И. А. Миндовского (Московского торгово-строительного акционерного общества) с флигелем и конюшней, Поварская улица, 44
1904—1906 — доходный дом И. П. Исакова (Московского торгово-строительного акционерного общества), Пречистенка, 28
1909 — пристройка к особняку А. А. Пантелеева, Олсуфьевский переулок, 2
1909—1910 — доходный дом В. Е. Быкова, 2-я Брестская улица, 19/18, стр. 1
1912—1914 — больница и склад при Преображенской старообрядческой общине Преображенский Вал, 19
Иванов-Шиц Илларион Александрович (28 марта1865, c. Михайловка, Воронежская губерния — 7 декабря 1937, Москва) — русский и советский архитектор.Иванов-Шиц Илларион Александрович (28 марта1865, c. Михайловка, Воронежская губерния — 7 декабря 1937, Москва) — русский и советский архитектор.
Мастер стиля модерн, Иванов-Шиц разработал собственный узнаваемый почерк на основе Венского Сецессиона и греческой классики. Учился в Воронежском реальном училище, затем в 1883 году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров. Учился в Воронежском реальном училище, затем в 1883 году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров.
Переехав в Москву в 1889 году, два года работал помощником городского архитектора М. К. Геппенера. Работа на городской заказ ввела Иванова-Шица в круг московских чиновников и благотворителей времён городского головы Н. А. Алексеева. С 1890 года — московский городской архитектор.
Стажируется в фирме Л. Н. Кекушева на постройке богадельни имени Н. Н. Геер.
Иванов-Шиц хорошо освоил кекушевский, франко-бельгийский вариант модерна, и впоследствии успешно практиковал его, однако знаменитым его сделал именно венский сецессион — М. В. Нащокина называет Иванова-Шица «одним из самых последовательных интерпретаторов и приверженцев венского сецессиона и, в частности, творческого почерка известного австрийского архитектора Отто Вагнера».
Приведу некоторые его работы в Москве.
-Ремесленное техническое училище (1893—1903, Москва, Миусская площадь, 9);
-Доходный дом А. С. Хомякова (магазин Мюр-Мерлиз, банк «Г. Волков и сыновья») (1898—1900, Москва, Кузнецкий Мост, 6/3 — Петровка, 3/6, стр. 2);
-Городская детская больница им. В. Е. Морозова (терапевтическое, хирургическое отделение, острозаразный корпус и другие здания) (1900—1905, Москва, Четвёртый Добрынинский переулок, 1. стр. 7-13, 15), ценный градоформирующий объект;
-Главная Московская сберегательная касса (1902—1907, Москва, Рахмановский переулок, 1/24 — Петровка, 24/1);
-Родильный приют при Бахрушинской больнице (1903, 1908, Москва, Стромынка, 1, стр. 5)[7];
-Родильный приют им. А. А. Абрикосовой (1903—1906, Москва, Вторая Миусская улица, 1/10), ценный градоформирующий объект;
-Клуб Московского купеческого собрания (1907—1908, Москва, Малая Дмитровка, 6);
-Корпуса здания Центрального банка (1908, Москва, Неглинная улица, 12);
-Комплекс сооружений Городской больницы им. А. К. Солдатенкова (1908—1915, 1923—1926, Москва, Второй Боткинский проезд, 5, стр. 2-3, 5-6, 8-11, 16-17), выявленный объект культурного наследия;
-Высшие Женские Курсы (1910-е, Москва, Девичье поле);
-Хирургический корпус НИИ глазных болезней им. Г. Гельмгольца (1929, Москва, Садовая-Черногрязская улица, 14/19 — Фурманный переулок, 19/14);
На фото Главная Московская сберегательная касса (1906, Рахмановский переулок, 3). Теперь Минхдрав РФ.
Валькот Вильям Францевич.
Валькот Вильям Францевич.William Walcot;! (10 марта 1874, Одесса, Российская империя — 21 мая 1943, Хастперпойнт, Суссекс, Англия, Британская империя) — британский архитектор и художник, работавший в Москве в 1898—1908 годах.
Рос в Европе и Южной Африке; в возрасте 17 лет вернулся в Россию для поступления в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Окончив академию по классу Л. Н. Бенуа, продолжил образование в Париже. Переехав в Москву, некоторое время работал в Абрамцевских керамических мастерских Саввы Мамонтова.Рос в Европе и Южной Африке; в возрасте 17 лет вернулся в Россию для поступления в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Окончив академию по классу Л. Н. Бенуа, продолжил образование в Париже. Переехав в Москву, некоторое время работал в Абрамцевских керамических мастерских Саввы Мамонтова.
Крупнейшая работа Валькота — фасады гостиницы «Метрополь». Публичный конкурс 1899 года присудил первую премию Л. Н. Кекушеву. Проект Валькота под девизом «Женская головка» занял четвёртое место, однако Мамонтов, отбросив мнение профессионалов, выбрал именно его. Построенное здание имеет мало общего с валькотовским проектом 1899 года, однако тема «женской головки» сохранена в интерьерах.
Собственный стиль Валькота — т. н. английский модерн — существенно отличается от франко-бельгийского модерна Л. Н. Кекушева своей сдержанностью и простыми формами с четким вертикальным членением.
Некоторые работы Валькота:
—Особняк М. Ф. Якунчиковой (1899—1900, Москва, Пречистенский переулок, 12);
—Доходный дом Московского торгово-строительного общества, совместно с И. Г. Кондратенко (1900—1901, Москва, Мясницкий проезд, 4);
-Особняк К. Гутхейля и служебные постройки (1902—1903, Москва, Пречистенский переулок, 8);
-Проект Лютеранской церкви Святых Апостолов Петра и Павла, осуществлён архитектором В. А. Коссовым по несколько видоизменённому проекту (1903, Москва, - Старосадский переулок, 7/10);
Гостиница-общежитие Е. Мак-Гил для гувернанток (1903—1904, Москва, Спиридоньевский переулок, 9).
Шехтель Фёдор Осипович
Франц-Альберт Шехтель, нем. Franz Albert Schechtel
Если Льва Кекушева принято считать родоначальником московского модерна, то Федора (Франца-Альберта) Осиповича Шехтеля (26.07. (07.08) 1859–07.07.1926) – равновеликим ему по таланту.
Франц-Альберт происходил из состоятельной семьи обрусевших немцев, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове.
Летом 1875 года шестнадцатилетний Франц-Альберт переезжает в Москву. Он живет в доме Павла Михайловича Третьякова, у которого работает экономкой его мать. И тот устраивает Шехтеля в мастерскую своего зятя, известного московского архитектора Александра Степановича Каминского (1829–1897). Этот талантливый человек сыграл большую роль в становлении Шехтеля как личности, так и в профессиональном плане.
В 1875 году Шехтель поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс известного архитектора Д.Н. Чичагова.
Шехтель учился вместе с Исааком Левитаном и Николаем Чеховым, братом Антона Павловича. Вместе с ними он сотрудничал с журналом «Будильник», а в юмористическом журнале «Сверчок» даже был штатным художником. Своим «картинкам» он не придавал особого значения и подписывал их «Ф. Ш.» или «Финь-Шампань».
Шехтель зарекомендовал себя как талантливый оформитель. Он сделал обложку к сборнику А.П.Чехова «Пестрые рассказы», обложки к произведениям И.С. Тургенева и ряда других известных авторов.
Шехтель работал вместе с Каминским более десяти лет – до 1887 года, пока наставник полностью не отошел от дел.
1 сентября 1878 года Шехтеля отчислили из училища с формулировкой «за плохую посещаемость».
Дружба с Третьяковыми вводит Шехтеля в круг самых богатых купеческих семей, фабрикантов и меценатов.
В начале 1880-х он строит городские особняки, дачи, загородные усадьбы в основном за пределами Москвы.
В 1896 году в Ермолаевском переулке и строит особняк для своей семьи.
После строительства в 1893 году особняка З.Г. Морозовой на Спиридоновке в стиле английской готики к архитектору приходит грандиозный успех.
Какое-то время Шехтель отдает предпочтение готике: особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке, особняк М.С. Кузнецова на Первой Мещанской улице, дачный комплекс И.В. Морозова в Петровском парке, собственный дом в Ермолаевском переулке, интерьеры особняков А.В. Морозова в Подсосенском переулке (совместно с М.А. Врубелем) и А.П. Харитоненко на Софийской набережной…
С 1900 года главным стилевым направлением в творчестве Шехтеля становится модерн.
в 1901 году Шехтель, на счету которого помимо выставочных павильонов уже 45 крупных реализованных проектов, становится академиком архитектуры.
На сегодняшний день известно о более чем 210 архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Около 86 возведённых по проектам Ф. О. Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из сохранившихся построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.
Приведу наиболее известные строения Шехтеля в Москве:
-Часовня-памятник над захоронением Т. С. и М. Ф. Морозовых на Рогожском кладбище Москва, Старообрядческая улица, 31а-Часовня-памятник над захоронением Т. С. и М. Ф. Морозовых на Рогожском кладбище Москва, Старообрядческая улица, 31а
-Особняк З. Г. Морозовой (С. Т. Морозова) Москва, Спиридоновка, 17
Внутренняя отделка главного дома А. В. Морозова и перестройка корпуса во дворе Москва, Подсосенский переулок, 21, стр. 1 и 3 (во дворе)
-Собственный особняк Ф. О. Шехтеля с флигелем и оградой Москва, Ермолаевский переулок, 28
-Комплекс зданий Правления Товарищества Кузнецова Москва, Мясницкая улица, 8/2, строение 1
-Дача А. А. Левенсона Россия, Москва, Чоботовский проезд, 4
-Здание скоропечатни тов. «Левенсон А. А.» Москва, Трёхпрудный переулок, 9
-Особняк Рябушинского, службы и флигель Москва, Малая Никитская улица, 6/2, строение 5, Спиридоновка ул., 2, строение 1
-Дом Московского страхового от огня общества с гостиницей «Боярский двор» Москва, Старая площадь, 8
-Особняк и флигель А. И. Дерожинской-Зиминой Россия, Москва, Кропоткинский переулок, 13
-Особняк П. П. Смирнова Москва, Тверской бульвар, 18
-Здание и интерьеры Московского художественного театра Москва, Камергерский переулок, 3
-Ярославский вокзал Москва, Комсомольская площадь, 5
-Здание типографии газеты «Утро России» Москва, Большой Путинковский переулок, 3
-Особняк Ф. О. Шехтеля с флигелем-мастерской Москва, Большая Садовая улица, 4, стр. 1, 2
Адольф Эрнестович (Адольф Вильгельм) Эрихсон
(1862, Москва — 1940, Париж (?)) — русский архитектор, крупный мастер модерна с узнаваемым индивидуальным творческим почерком, по проектам которого построено большое количество зданий в Москве.
Адольф Эрихсон — сын купца, москвич шведского происхождения. После окончания в 1883 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) со званием классного художника архитектуры, был отправлен пенсионером за границу, где изучал архитектуру североевропейских стран, в основном Дании.
Творческий путь Эрихсон начал с построек в стиле эклектики, затем, в 1890-х годах, в его деятельности возникла яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века. Одновременно с проектами в русском стиле, Эрихсон использовал в архитектурной практике и готические формы. Первым проектом архитектора в стиле модерн стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту.
Некоторые его работы в Москве:
-Особняк князя А. Б. Голицына, Москва, Поварская улица, 40;
-Доходный дом и аптека магистра фармации В. К. Феррейна, Москва, Никольская улица, 19—21;
-Особняк А. Леман, Москва, Гранатный переулок, 7;
-Музей П. И. Щукина, Москва, Малая Грузинская улица, 15;
- Торговый дом И. В. Юнкера, Москва, Кузнецкий Мост, 16 (перестроен);
- Здание Центральной телефонной станции шведско-датско-русского телефонного общества, Москва, Милютинский переулок, 5, стр. 1;
- Издательство И. Д. Сытина «Русское слово», Москва, Тверская улица, 18
Машков Иван Павлович
(13 января 1867, Трубетчино, Тамбовская губерния — 13 августа 1945, Москва) — русский, советский архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества.
Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой в стиле модерн — доходным домом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией таких святынь, как Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Успенский собор в Кремле.Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой в стиле модерн — доходным домом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией таких святынь, как Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Успенский собор в Кремле.
В 14 лет Иван выдержал экзамен и был принят сразу в головной класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однокашниками юного вундеркинда были в будущем известные художники: Константин Коровин, Исаак Левитан, Абрам Архипов, Анна Голубкина, Константин Юон и др. За дипломный проект, выполненный в 1885 году по классу архитектуры под руководством А.С. Каминского, Иван Машков был награжден большой и малой серебряными медалями.
После получения диплома Машков много работал под руководством архитекторов К.М. Быковского, А.С. Каминского и Д.Н. Чичагова.
Ему было 36 лет, когда он спроектировал и построил доходный дом М.В. Сокол на Кузнецком Мосту.
Иван Павлович на только строил и преподавал, он написал и издал десятки книг и пособий по архитектуре, в том числе – один из лучших путеводителей по Москве (1895 и 1913).
Некоторые здания в Москве, построенные Машковым:
-Дома Братолюбивого общества с квартирами для неимущих (1890—1895, 1899—1903, Москва, Протопоповский переулок, 19, стр. 5-7, 10, 12-14, 17),
-Жилой дом (1891, Москва, Большой Левшинский переулок, 15/28 — Кропоткинский переулок, 28/15);
-Николаевский дом Братолюбивого общества (1897—1899, Москва, Улица Плющиха, 10);
-Доходный дом М. В. Сокол (1903—1904, Москва, Кузнецкий Мост, 3)
Использованы материалы из книги Л. А. Соколовой "Московский модерн в лицах и судьбах"