Пневмоподвеска давно уже не редкость и не новинка, и оборудованные ею машины – не редкие гости на станциях ЕвроАвто. Но и она далеко не вечная: бывает, что подвеска и некорректно работает, а бывает, что и ломается. При обучении диагностов эта тема поднимается как минимум раз в год.
Ввиду высокой себестоимости, пневмоподвеской оснащаются машины ценовой категории, скажем так, выше средней:-) Бюджетное авто даже в самой богатой комплектации получишь на витых пружинах. Но ирония в том, что и дорогую машину в самой богатой комплектации далеко не всегда можно купить на баллонах! Например, Mercedes-Benz V-class последнего поколения. Что делать человеку, который готов заплатить весьма большие деньги, чтобы получить комфорт на колёсах во всех его проявлениях?! Выход есть: установка пневморессор от VB-Airsuspension!
1 апреля 1993 года два основателя компании Иджинио Вурхорст и Эрик Бруил пришли к идее разработать пневматическую подвеску для лёгких коммерческих транспортных средств. Это привело к основанию компании VB-techniek. Цель состояла в том, чтобы разработать высококачественную и недорогую систему пневматической подвески, которую можно было бы просто и легко собрать без необходимости разрезать, сваривать или менять существующее шасси:
Сегодня можно сказать: удалось! Причём «осчастливлены» владельцы не только распространённы грузовичков и микроавтобусов, но и пикапов и минивенов.
VB-Airsuspension амбициозны, инновационны и поставляют превосходный продукт как напрямую OEM-производителям (например, Mercedes-Benz, Ford), так и на вторичный рынок (дилерские группы, производители и производители кузовов).
VBA – одна из немногих европейских компаний, производящих максимально широкий модельный ряд пневматических подвесок:
— от полупневматических до полнопневматических;
— для специализированных транспортных средств – машин скорой помощи, автовозов и жилых автофургонов (кемперов).
На международном уровне VB-Airsuspension осуществляет регулярные поставки во все 28 стран Европейского Союза, а также в Швейцарию, Турцию, Южную Корею, Сингапур, Таиланд, Индию, Китай, Австралию, США, Бразилию и Южную Африку. И в Россию, естественно.
ЕвроАвто является официальным партнёром VB-Airsuspension RUS, и установка пневмоподвески на СТО сети – не такая уж и редкая работа. Вчера я наблюдал за одним случаем «улучшайзинга» и готов с вами этими наблюдениями поделиться.
«Пациент» — упомянутый ранее Mercedes-Benz V-class, дизельный мотор, полный привод, панорамная крыша, все кресла с вентиляцией и массажем…в общем, собрал в себе всё, что можно:
Но на наших дорогах на заднем сиденье езда не такая уж и комфортная.
Какие есть варианты?
Если «на пальцах», то VBA предлагает как полностью, автоматические для обеих осей (4С), для одной оси (2С), так и вспомогательные комплекты. Первые (4C) реализуют несколько режимов, то есть позволяют менять положение кузова, а именно:
Автогоризонт (AutoLevel);
Бездорожье (OffRoad);
Спорт (Sport);
Парковка (CarPark);
Функции памяти (Memory function);
Ручной подъём и опускание (Manual).
Вторые (2C) подразумевают замену пружин на пневмобаллоны только задней оси, третьи (SemiAir и EuroAir) — установку пневмобаллонов в дополнение к рессорам. Для 2С возможность изменения клиренса только на стоянке, с автоматическим выравниваем при превышении 8 км/ч, автоматическое поддержание заданной высоты вне зависимости от загрузки и режима движения. Но при этом езда ставится однозначно более плавной и комфортной, особенно для пассажиров. Установку именно VB-FullAir 2C я и наблюдал. В комплект входят не только сами пневморессоры VB-Airsuspension (рукава Continental), компрессор немецкого производства АМК, ресивер Wabco, но и весь необходимый крепёж, и проводка, и датчики уровня:
Установка пневмоподвески
Как и заявлено производителем, для монтажа комплекта не требуется никаких переделок, всё просчитано, предусмотрено и пошагово расписано в иллюстрированной инструкции. Главное – строго ей следовать:
По сути установка делится на два фронта работ: снизу и в салоне. Первым делом извлекаются стандартные пружины:
Если заводом были предусмотрены версии с пневмой, в кузове имелись все необходимые резьбовые крепления (как на предыдущем кузове). Если нет, то это просто отверстия. Но в комплекте имеются специальные закладные гайки:
А вот чего нет в комплекте – это специального инструмента для установки закладных гаек.Зато он есть на каждой СТО сети ЕвроАвто! :-)
Теперь можно устанавливать баллоны:
Ресивер занимает свободное место в заднем правом углу:
А компрессор с блоком клапаном – в нише перед задним левым рычагом:
На каждый рычаг крепится тяга с датчика положения кузова:
Баллоны, ресивер и компрессор соединяются магистралями:
А вот как проводить и крепить проводку и аварийные магистрали под днищем до места входа в салон – в деталях не прописано. Оставлено на усмотрение механика, наверное:-)
Снизу, можно сказать, всё сделано быстро, можно опускать машину и переходить к более трудоёмкой части. Но сначала…
Не пугайтесь, Виталия не придавило. Просто он затягивает болты крепления амортизаторов и стоек стабилизаторов в нагруженном положении подвески. А ваши механики так делают? :-)
Открываем двери и…
Умываем руки. В буквальном смысле. Виталий даже переоделся, чтобы работать с этим шикарным салоном в стерильных условиях.
Подключение электрики и электроники
Салон приходится разбирать. Примерно до такого состояния:
Зачем? А чтобы добраться до предусмотренного заводом «входа» штатной проводки в салон:
Протащить внутрь косу от компрессора, разделить на части и проложить по салону, используя штатные же короба:
Для облегчения протягивания косы собирать разъёмы приходится по месту:
За связь системы с автомобильным «мозгом» отвечает CAN-bus interface.Благодаря ему система понимает, когда машина едет и с какой скоростью, а машина знает о положении кузова и по-прежнему управляет головным светом. Никаких ошибок или конфликта оборудования.Небольшой пульт управления занимает место на стойке позади водительского кресла.
Проводка уложена и подключена, можно произвести первую проверку и программирование:
Машина и оборудование в ней опознаны, значит, монтаж произведён без ошибок. Можно собирать салон.
Аварийная подкачка
Логично предположить, что в системе, которая зависит от электричества, должна быть какая-то дублирующая система на случай отсутствия аккумулятора. Реализовано это так: от определённых разъёмов на блоке клапанов вперёд протянуты две магистрали, и их выводы закреплены под капотом, в легкодоступном месте:
Как это работает? В любой момент можно с помощью обычного компрессора или даже ножного насоса подкачать каждый баллон отдельно.Ну, или наоборот – опустить, если опять же управление с пульта по какой-то причине не работает.Эти же магистрали нужны для калибровки.
Калибровка
Машина на земле. Через аварийную систему выставляется положение кузова, при котором расстояние от центра каждого колеса до края арки составляет 425 мм (для данного автомобиля), затем снова запускается программа на компьютере:
Инициируется процесс калибровки, проверяется контрольное расстояние. Если оно соответствует положенным 425 мм, значение запоминается блоком электронного управления VB-ASCU, калибровка может считаться выполненной.
Что может система?
Управление, что называется, интуитивно понятно:
Светящаяся кнопка показывает, что с системой «всё ОК» и она находится в транспортном положении.
Когда машина стоит, вы можете опустить или поднять заднюю часть (например, для удобства погрузки/выгрузки):
Или наоборот – вернуть в нормальное, фиксированное положение. При движении система сама постоянно поддерживает одну заданную высоту. И при этом обеспечивает комфорт даже самым притязательным пассажирам:-). Зачем остальные кнопки? Ну вот гаечный ключик необходимо нажимать перед тем, как поднимать автомобиль на подъёмнике или при замене колеса штатным домкратом. Изображение головного мозга без извилин – не попытка кого-либо обидеть, просто так обозначена функция программирования положения автомобиля на стоянке «под себя»…
Несмотря на весьма подробную инструкцию, свою продукцию VBA рекомендует устанавливать только в тех сервисных центрах, работники которых проходили специальное обучение (и механики ЕвроАвто – среди них):
Тогда на всё оборудование даётся гарантия в 2 года или 150 000 километров!
Цены
Обычно в комментариях к подобным статьям чаще всего спрашивают о стоимости как оборудования, так и установки. Поскольку я описывал конкретную работу с конкретным автомобилем, то и цены укажу конкретные:
Комплект VB-FullAir 2C обошёлся владельцу Mercedes-Benz V-class (2014-) в 275500 рублей с установкой.
Впрочем, это вовсе не показатель средних цен, всё зависит от марки/модели и функционала/комплектности. Например, вспомогательная пневмоподвеска задней оси VB-SemiAir в базовом исполнении, предназначенная для установки на автомобили Ford Transit, обойдётся вам всего в 29900 рублей!
Точные цены и все возможные варианты вы сможете найти или на сайте VBA, или на сайте ЕвроАвто.
Как обычно, больше картинок и букв вы найдёте в оригинале статьи на нашем сайте.
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.
p.s. я понимаю, что вряд ли эта информация понадобится в жизни большинства жителей Drive2.ru, но если вдруг мне удалось вас хоть на несколько минут отвлечь и развлечь, напишите, интересно ли будет вам описание установки полного комплекта 4C, или не тратить ни своего ни вашего времени?