Рынок образовательных услуг у нас так бурно развивается, с каждым днём появляются всё новые и новые курсы, тренинги и вебинары по самым актуальным темам, что, казалось бы, число людей, успешных и удовлетворённых своей работой, реализующихся в любимом деле и просто довольных жизнью, должно неуклонно расти. Ан нет!
Энергии, полученной на тренинге или онлайн-марафоне, хватает на несколько дней, а потом она снова утекает в бездну, и его участники погружаются в привычную рутину… И начинают искать другое мероприятие для подпитки...
Всё чаще я наблюдаю, как конкретный человек постоянно чему-то учится, но реализовывать полученные знания и умения на практике ему недосуг – то времени нет, то настроения, то подходящих условий, то ещё чего-нибудь… И так и ложатся они мертвым грузом, а он опять выбирает новую учебную программу… Нередко эти курсы/семинары/мастер-классы – совсем из разных областей и мало связаны с текущей деятельностью. К примеру, работая юристом, он последовательно закончил курсы дизайна, рисования, финансовой грамотности, массажа, цигуна и т.д. А в итоге в профессиональной сфере у него ничего не изменилось, в виде хобби тоже ничего не проросло, да и образ жизни не стал более здоровым или организованным, несмотря на полученные знания.
Отчего это происходит, ведь, казалось бы, полезное дело – постоянно учиться, познавать что-то новое, расширять границы? Причин, как я вижу, несколько:
1. В наш век потребления мы скучаем без каких-то занятий и развлечений. Вот и обучение для многих превратилось в своего рода интересный досуг. Без глубинного намерения как-то развиваться в этом дальше.
2. Если к этому добавляется неудовлетворенность нынешней работой или профессией и периодически возникающие и быстро гаснущие порывы стать кем-то другим, то смело можно констатировать … один из вариантов прокрастинации. По сути, постоянная накачка себя новыми знаниями в разных областях без последовательного применения их на практике – это бегство от себя и необходимости что-то менять в жизни. Такому человеку всё время кажется, что он ещё не готов, вот сейчас он что-то узнает – и тогда мигом всё реализует… Но проходит время, он понимает, что это - опять не то, и идёт за новой порцией информации. И так может продолжаться бесконечно.
3. За этим стоит неготовность брать на себя ответственность за свой выбор и результаты своих действий. Пока есть внешний гуру, всегда хочется опереться на него, а то и надеяться, что всё само собой образуется, стоит только к нему обратиться. Мол, он научит, зажжёт, поведёт за собой, проконтролирует, да и в случае неудачи можно повесить вину на него;). Но правда такова, что эксперт может лишь передать знания, а вот превращать их в действия и, тем более, - в результаты, придётся самому. И поскольку нет уверенности в успехе предприятия, а также привычки самому себя организовывать и контролировать, человек не может сдвинуться с места, объясняя это себе тем, что ещё не время...
Вывод: знать и уметь – не одно и то же. Уметь и делать – это тоже про разное. И хорошо бы перестать обманывать себя на тему своих мотивов.
Галина Бобкова, www.ccgb.ru