Хэй пипл!
Ну что же, в первой части мы с Вами немного поняли что такое в принципе программы с чем их кушают. Узнали, что существует несколько видов языков программирование, на какие типы он распределяются, рассмотрели немного такой язык программирования как Pascal, совсем чуть-чуть его рассмотрели.
Сегодня продолжим.
Тааак...
Как я уже и говорил, Паскаль - наипростецкий язык программирования, но даже и на нем можно написать достаточно сложные и хорошие программы.
Самое основное - это понять концепцию построения программы.
На прошлом занятии мы изучили шапку простой программы
P.S. В прошлом занятии я допустил ошибку, я указал переменную «с» как целочисленную и как символьную, это достаточно грубая ошибка в Паскале, прошу прощения за это.
Шапка самой простой программы
Program Pervayaprogramma;(Pervaya_programma)
uses crt;
var a,b: integer;
r: real;
s: string;
c: char;
Вот так выглядит шапка программы.
После самой шапки программы, нам нужно указать начало программы, начало указывается вот этим вот словом — Begin
после него точка с запятой не ставится, потому что где есть начало там должен быть и конец. Конец обозначается вот этим вот словом - end.
Но и после конца не ставится точка с запятой, а ставится просто точка.
Ниже наглядно покажу, как это выглядит.
Теперь же мы посмотрим что нам делать с этой шапкой, рассмотрим ввод и вывод переменных.
Но перед этим расскажу как вывести любое сообщение на экран.
Будем использовать write и writeln.
Write and Writeln.
В чем отлично двух этих слов для программы, спросите вы, отличие в том, что когда вы пишите write - он просто выводит на экран нужное нам сообщение, а writeln помимо обычного вывода ещё и переводит на следующую строку.
Обычно все используют сразу writeln, так как памяти на компьютере у нас сейчас достаточно. Раньше же, когда были ЭВМ с памятью 512 кб было выгоднее использовать просто write, и в одну строку выводить всю информацию, чтобы не занимать много места.
Ну что, 21 век, век технологий xD
Как они работают? Все очень просто.
Пишем :
WRITELN (‘Привет, меня зовут Даниил и я начал изучать Pascal’);
Чтобы написать сообщение обязательно нужно внести все слова в одинарные кавычки, как указано в примере.
Если же слова, которые не относятся к программному коду будет без кавычек, то язык программирования укажет вам ошибку.
Для того, чтобы вывести это сообщение нам достаточно указать только имя программы и выше указанный «код».
Можете использовать.
Теперь поговорим как выводить переменные.
Ввод и вывод переменных.
Ввод перемен может быть как в самой программе указан, так и в ручную программистом.
Для того чтобы ввести переменную вручную, в самом коде программы просто присваиваем переменной то или иное значение, покажу наглядно.
Program one;
uses crt;
var a,b,c : integer;
Begin (Напоминаю, что после begin точка с запятой не ставится)
a := 5; (Знак после переменной «а» и является знаком присвоения, то есть, наша переменная «а» имеет значение 5)
b := 3;
с:= 6; (Теперь наши переменные имеют значения — 5, 6, 3. Будем выводить на экран)
Writeln(a,b,c);
end.
Программу мы завершили, на экран в столбик нам выведет значения каждой переменной, если хотите, чтобы вывела все в одну строку тогда используйте Write.
Теперь же рассмотрим то, как мы будем в самой программе вводить данные по нашим переменным. Для этого нам понадобятся такие замечательные функции как READ и READLN, отличие этих двух функций точно такое же и у WRITE и WRITELN;
То есть, одна функция не делает переход на другую строку, другая делает, мы будем пользоваться READLN.
Выглядит это вот так.
Readln(‘а=‘, a); (То есть, нам вылезет сообщение с вводом переменной «а» и в этом сообщение будет показано «а=». ОБЯЗАТЕЛЬНО, после написания обычного сообщение нужно поставить запятую, как указано в примере.)
Ну вот мы дали значение нашей «а», а как же вывести на экран и увидеть, что программа задала именно то значение? Все просто, мы снова же используем наш WRITELN.
Writeln(a);
И выглядит у нас это вот таким вот образом:
Program two;
uses crt;
var a,b,c : integer;
Begin (Напоминаю, что после begin точка с запятой не ставится)
Readln(‘a=’, a);
Readln(‘b=’, b);
Readln(‘c=’, c);
Writeln(a,b,c); (Дадада, вот так тоже можно делать. То есть, нам вылезло сообщение о вводе данных, мы ввели их, а после просто вывели все разом.)
end.
Точно также можно вводить и символы, и предложения, и вещественные числа. Главное изменить тип данных у переменной.
Надеюсь с этим все понятно. Теперь мы научились :
- Выводить сообщения;
- Вводить переменные программным путём;
- Выводить переменные программным путём;
- Вводить переменные в ручную.
Маленький прогресс у нас есть, что же дальше? Наверное мы научимся складывать и вычитать переменные, а также умножать и делить, Но все это будет дальше. Каждый день я буду выпускать по не большой статье.
Всем удачи. Всем спасибо.
До скорых встреч.