Небольшой отчёт о поездке в Таллин в январе 2020го года. Расскажу о том как ехать, какие документы брать, как проходить границу и немного о впечатлениях от рождественской атмосферы европейского города.
А вот здесь немного о нашей первой поездке в Таллин.
Мы стартовали из Рязани утром 2го числа, предстояло проехать почти 1000 километров до приграничного города Кингисепп, в котором было принято решение заночевать. Вообще, до Таллина можно доехать и за один день, но мы решили остановиться переночевать в России, в ином случае мы бы были в Таллине уже глубоко вечером, и исходя из чисто экономических соображений, мы рассудили – ночёвка в Кингисеппе в три раза дешевле, чем в Таллине.
Сам по себе город Кингисепп ничем особо не примечателен, мы не стали его исследовать, поели в близлежащем кафе (очень дешёвом и очень невкусном) и отправились спать. Остановились мы, кстати, в отеле Mini-Narva, и, если вдруг когда-нибудь вам придётся ночевать в Кингисеппе, всячески рекомендуем - там чисто, приятный персонал и плотный завтрак :)
Из Кингисеппа до Таллина ехать около трёх часов, но между нами лежит непредсказуемая шенгенская граница, которую можно пройти за час, а можно за день. Мы предполагали, что 3го числа поток туристов должен быть не очень большим, но предположение это оказалось катастрофически далёким от истины. Пробка до границы растянулась километров на пять, проезда практически не было, люди нервничали, ругались, то и дело в очереди вспыхивали мелкие потасовки, а ушлые местные жители за деньги пропихивали особо спешивших в начало очереди. Надо отметить, что мы встали тоже не в конец очереди, а примерно за полтора километра до границы, но это скорее случайность и добрая воля одного из водителей (белый Вольво ХС90 – привет).
Причиной затора стал не большой поток машин, а, как выяснилось позже, праздничные мероприятия на том берегу – в Нарве проводился парад в центре города, посвящённый Дню памяти (честно говоря, не знаю – памяти чего). Из-за этого с утра они резко сократили поток пропускаемых машин, в какой-то момент их не пропускали вовсе, а с нашей стороны народ всё ехал и ехал. По отзывам, которые люди писали в навигаторе, некоторые путешественники провели в очереди по 6-7 часов. Нам повезло преодолеть границу за три часа.
Кстати, что касается самих документов. Для прохождения границы на автомобиле нам потребовались: действующая шенгенская виза (подойдёт любого государства, у нас была чешская), СТСка автомобиля (стандартная), водительские права (российские идеально подходят), страховка автомобиля (европейская грин карта оформляется прямо на подъезде к границе, есть много будочек, где вам с радостью помогут, тариф единый – на 14 дней 2450р). На границе могут спросить, но у нас не спрашивали: страховка здоровья (лучше ей не пренебрегать, стоит символические 250р-300р на человека) и бук отеля. Можно распечатать с сайта бронирования, можно сохранить в Wallet на телефон, в прошлом году на финской границе этого хватило.
В самом Таллине мы оказались в итоге часам к пяти, заселились в Centennial Hotel (который также можем с чистой совестью рекомендовать) и пошли знакомиться с центром. За год до нашего визита рождественская ярмарка в Таллине была признана лучше в Европе. Я не знаю, какие критерии оценки применялись и какие города соревновались с Таллином, но могу точно сказать, что атмосфера в историческом центре волшебная, ради этого туристы и едут в такие места. Музыка, ёлочки, лавки со всяким новогодним барахлишком, домик Санты, конечно же глёг – местный аналог глинтвейна – всё это заставляет проникаться духом Рождества.
Особенно, сравнивая это с родной Рязанью, которая в это самое время проводила торжества под брендом Новогодней столицы России. Сравнение не в пользу родного города, чего уж там.
Мы не сильно горели желанием в эту поездку проводить долгие пешие прогулки по городу, тем более, что от зимних ветров порой не спасали шапки и шарфы (но совершенно точно спасал глёг), поэтому все свои два с половиной дня провели в центре, практически не уходя за его пределы. Прошли по всем улочкам, зашли во все сувенирные лавки, побывали в нескольких церквях и соборах, конечно же не прошли мимо Третьего дракона, знаменитого ресторана в антураже средневековья. Похлёбка из лосятины там всё ещё божественна.
Если вспоминать о более традиционных местах, то в минуте ходьбы от Ратушной площади мы нашли кафе Meat and Wine, которое покорило наши сердечки (точнее желудки), тоже всячески рекомендуем к посещению, там почти приемлемые цены :D
При желании можно взять пешую экскурсию по центру, за 10 евро с человека вы сможете узнать какие-то подробности о городе и познакомиться с ним более подробно. Конечно, всё это можно прочитать и в интернете, но такой формат экскурсии совершенно не напрягал нас, да и цена совсем не кусается. Кстати, есть сторонние агрегаторы, продающие те же самые экскурсии, но с наценкой, чтобы не переплачивать, ищите экскурсии на Tallin Gid Club. Изначально мы планировали попасть на экскурсию с Красным монахом, но было не очень удобно по времени, и в итоге мы выбрали более традиционный вариант.
Отъезд из города был запланирован на 6е число, в этот раз нам предстоял ранний подъём – в три часа ночи. Погода преподнесла нам сюрприз и завалила всё снегом, которого не было в предыдущие дни. С учётом этого, наше решение выехать так рано оправдало себя, потому что заснеженная ночная трасса была практически пустой, ближе к утру, я уверен, количество машин увеличилось бы, а скорость движения наверняка упала бы. До Нарвы мы доехали за три часа, были на месте в районе половины седьмого и готовились пересекать границу, машин практически не было, но проехать быстро не получилось.
Здесь надо сказать пару слов вообще о принципе работы пропускных пунктов в Эстонии. Чтобы проехать границу на автомобиле, вам надо зарегистрироваться на специальном портале, там предусмотрено строго определённое количество мест на каждые часы пропуска, а очереди своей нужно ожидать не у КПП, а на специально предусмотренной стоянке. Приезжаешь на неё, ждёшь, когда на табло загорится твой номер автомобиля (он появится в назначенный час), уже с этой стоянки едешь на границу, проходишь её и до свидания. Это позволяет избежать очередей и пробок, да и в целом надо признать – система хорошая. Когда ты с ней знаком. Для тех, же, кто сталкивается с ней в первый раз, могут возникнуть сложности.
Мы ещё въезжая в страну узнали, что регистрация на день нашего отъезда уже закрыта – нет свободных мест. Но, помимо этой регистрации, можно приехать на границу и встать в живую очередь. Именно из-за этого мы так рано вставали и выезжали – чтобы попасть в живую очередь относительно рано, сократить по максимуму время ожидания. С этими мыслями мы благополучно приехали в Нарву, доехали до границы, встали в очередь. Спустя минуты две дошёл наш черёд подъезжать к границе, но автоматические ворота не спешили открываться. Через некоторое время вышел сотрудник, который с нескрываемым удовольствием и самым стереотипным из возможных акцентов отчитал нас за то, что мы приехали в общую очередь не зарегистрировавшись в ней на той самой стоянке. Надеюсь, наша оплошность подняла настроение пограничнику на весь день (ведь как же так, глупые русские не увидели указатель, один на весь приграничный город). Немного поплутав по Нарве мы нашли стоянку, отдали 4,5 евро за место в общей очереди (в одном окне), зарегистрировали наш талончик (уже в другом окне) и спустя ещё 15 минут тупняка (я всё ждал, пока на табло загорится наш номер, пока наконец не сообразил спросить у сотрудника в окошке, надо мне ждать этого вообще или нет – оказалось, что нет, можно сразу ехать) мы двинули на границу. Пройти её удалось почти без заминок, на всё ушло минут 20, а ещё минут 40 на затупки и плутания по Нарве, то есть суммарно потрачен был час.
Не могу не передать отдельный привет Росавтодору, за два платных участка между Москвой и Питером мы отдали почти 2000р в одну сторону, и это катастрофически дорого. Ни одна из виньеток европейских стран не стоит так много, а с учётом того, что на наших платных отрезках на почти тысячу километров всего две оборудованные заправки с дорогущим Лукойлом дело начинает попахивать откровенным грабежом.
К семи вечера, проехав за день порядка 1200км мы оказались дома в Рязани.
Таллин оказался волшебным, дружелюбным, интересным, красивым и приятным в эти новогодние каникулы. Бюджет такой поездки составил порядка 40к на обязательные платежи на двоих (24к на проживание в двух городах и 16 на дорогу с учётом платных отрезков и страховки). Сколько тратить на еду и сувениры каждый решает сам для себя.