…Прикованный к постели, он просто не мог явиться, как было приказано всем Романовым, в специальную комиссию для получения дальнейших инструкций. Получилось, что туберкулез спас жизнь князю Гавриилу Константиновичу. Но угроза ареста и расстрела все еще была слишком велика. Помочь могло только чудо...
Он родился в семье князя Константина Константиновича Романова и Елизаветы Маврикиевны 3 июля 1887 года. С самого начала не заладилось со здоровьем: в три года Гавриил переболел тифом, позже – воспалением легких. По этой причине бесполезно было грезить о военной карьере, как у многих его братьев.
Правильный путь подсказал младший брат, Олег, поступивший в Александровский лицей. Гавриил последовал за ним, и через три года получил диплом. Но самым знаковым событием тех лет стало его знакомство с балериной Антониной Нестеровской. Нина, как звали ее близкие, пользовалась покровительством самой Матильды Кшесинской. В 1911 году, в свой день рождения, знаменитая Матильда устроила вечер для самых близких. Был приглашен и Гавриил. Именно там князь познакомился с Ниной, и был ею несказанно очарован.
Еще раз они встретились абсолютно случайно: Гавриил приехал в Монте-Карло, и там же гастролировала труппа Дягилева. Нина Нестеровская попала в самую известную европейскую труппу по протекции той же Кшесинской. И вот судьба: в гостинице, номера Гавриила и Нины оказались рядом! Они увиделись в коридоре, потом назначили встречу… Отношения развивались стремительно.
Балерина и князь – такой сюжет в начале двадцатого века был уже не нов. Но Гавриил Романов с самого начала знал, что это не просто увлечение. Нина покорила его, и он обратился за разрешением вступить в брак. В конце концов, он не носил титула «великого князя», именовался только «князем императорской крови», то есть, находился в родстве с правящим домом, но не мог рассчитывать на престол. А значит, для заключения морганатического брака не было никаких препятствий.
Однако император Николай II проявил неожиданное упрямство, и отказал младшему родственнику в праве жениться на любимой. Разозленный Гавриил уехал в Париж, Нина тайно последовала за ним. За границей, ни у кого не спрашивая, они обвенчались.
Лондон и Рим, Париж и Берлин – молодожены путешествовали по Европе и наслаждались жизнью. Они еще не подозревали, что беда совсем рядом. В 1914 году началась Первая Мировая война, и Гавриил ушел на фронт.
Военачальники отмечали его храбрость, его умение найти правильное решение. Князю Гавриилу Романову однажды удалось вывести свои части из окружения, благодаря чему были спасены многие жизни. Но служба внезапно окончилась со смертью брата Олега – он погиб на фронте. Гавриила вызвали в Петроград.
Совсем скоро за братом умер отец. Отношения с Ниной, тем временем, приходилось по-прежнему скрывать. Нестеровская снимала квартиру на Каменноостровском проспекте в Петербурге, Гавриил большую часть времени проводил возле матери, буквально раздавленной двойным горем, в Мраморном дворце. С женой он виделся почти каждый день, но это было вовсе не то, чего он хотел.
Распоряжаться своей судьбой по собственному желанию, Гавриил Романов смог только после Февральской революции. Император отрекся от престола, его мнение уже не имело значения, и 21 апреля 1917 года Гавриил смог обвенчаться с Ниной в церкви Святой царицы Александры, ни от кого не таясь. Наконец они зажили вместе. Мать князя благословила их.
В то же самое время обострилась болезнь Гавриила. Для поправки здоровья молодожены сняли в Финляндии дачу, неподалеку от Перкиярви. Это было последнее спокойное лето в России, затишье перед бурей. Потому что когда князь Романов с женой вернулись осенью в Петербург, одна трагедия последовала за другой.
Сначала был издан декрет, обязывающий членов семьи Романовых срочно явиться в специальную комиссию для высылки из столицы. Гавриил был настолько болен, что не мог подняться с постели. Его арестовали позже других, и, вероятно, это и спасло ему жизнь.
Но главной спасительницей оказалась Нина. Она сразу поняла, что жизнь ее мужа в страшной опасности. Когда вооруженные солдаты посадили Гавриила в автомобиль, она долго бежала за машиной, а, вернувшись домой, начала действовать. В своих воспоминаниях она позже писала, что она буквальным образом была переполнена энергией.
Нина целыми днями методично обходила всех, кто только мог повлиять на освобождение мужа. Писала письма, запросы, просьбы. Она убеждала Урицкого, тоже страдавшего от туберкулеза, что ее муж не представляет опасности из-за своей болезни, она требовала от Манухина, лечащего врача князя, бумагу, подтверждающую, что Гавриил чрезвычайно опасно болен и ему нельзя находиться в тюрьме. По счастью, врач лечил одновременно и князя, и Максима Горького. И вмешательство писателя оказалось очень полезным: в ноябре 1918 года Горький лично ходатайствовал за князя перед Лениным.
Освобождение удалось выхлопотать. Более того – еще и разрешение на выезд в Финляндию! Почти фантастика, учитывая, что к тому времени три родных брата Гавриила уже были убиты большевиками, а сколько погибло других родственников – просто не счесть.
Сначала князя Романова перевезли на квартиру к Горькому. Состояние Гавриила было ужасным, у него поднялась высокая температура, и мучил не прекращающийся кашель. Несколько дней Нина не отходила от мужа, а меньше чем через неделю они сели на поезд и приехали в Белоостров. Больше они никогда не бывали на Родине.
Первым делом стояла задача вылечить Гавриила. Он провел несколько месяцев в санатории, потом увиделся с матерью, которой тоже удалось эмигрировать, а в 1920 переехал с женой в Париж. Денег практически не было, они выкручивались как могли: князь устраивал партии в бридж, Нина – учила детей танцам, а потом открыла дом мод, которому удалось просуществовать целых 11 лет.
В 1939 году Гавриилу присвоили титул «великого князя» - от Романовых остались одни осколки, и глава уцелевшей семьи решил даровать племяннику это важное звание. Нина, будучи морганатической супругой, не могла называться «великой княгиней», но получила титул княгини Стрельнинской.
Гавриил писал мемуары, они устраивали с женой чаепития для эмигрантов, а в 1950 году Нина скончалась. Спустя год Гавриил женился повторно, на княжне Куракиной. Это уже не была та большая любовь, что с Ниной: князь нуждался в уходе, да и вторая супруга его уже была немолода. Гавриил Константинович Романов покинул этот мир в 1955 году, не оставив потомков. Если бы не стечение обстоятельств осенью 1917 года, если бы не деятельная бывшая балерина Нина Нестеровская, это случилось бы намного раньше.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей об истории России и Европы!