Если вы посмотрите на карту, то увидите, что Республика Алтай является пограничным регионом и граничит с тремя государствами: Монголией, Китаем и Казахстаном. А там, где проходит государственная граница, прилегающие к ней территории составляют пограничную зону с особым режимом доступа. В Республике Алтай в погранзону входит почти весь Усть-Коксинский район, примерно половина Кош-Агачского и небольшая часть Усть-Канского.
Несколько лет назад для граждан России упростили доступ в погранзону за исключением 5-километровой полосы вдоль границы. Теперь пропуск оформлять не требуется, достаточно иметь с собой паспорт. Но если вам нужно попасть в 5-километровую зону, пропуск получать придётся. Для иностранцев ничего не изменилось и заявление для доступа в пограничную зону подаётся не позднее, чем за 2 месяца.
Для доступа в пограничную зону действителен только внутренний российский паспорт. Если вы, к примеру, отправились в Монголию и взяли с собой только загранпаспорт, а свой внутренний оставили дома (а я таких встречал), то съехав за Кош-Агачем с Чуйского тракта, вы окажетесь "вне закона" и первый же встретившийся патруль радостно выпишет вам штраф за нарушение пограничного режима.
В Кош-Агачском районе, если вы направляетесь в Джазатор, на Укок или в Сайлюгемский национальный парк, вам придётся проезжать через действующие погранзаставы. Проблем при этом, как правило, не возникает. 10-15 минутная остановка на заставе для проверки паспортов, регистрация и можно ехать дальше. Но вот в июне 2019 года на заставе, что находится на въезде в долину Чаган-Бургазы (дорога в Сайлюгемский нацпарк), я столкнулся с дополнительной процедурой, смысл которой остался весьма туманным.
Итак, в рамках "Фотоэспедиции Алтай, Монголия" проходила вторая орнитологическая (бердвотчерская) экспедиция (первая была годом раньше).
Бердвотчер - это фотограф, специализирующийся на птицах
Часть фотографий в статье сделана в первой экспедиции в 2018 году
В обеих экспедициях принимали участие фотографы из Москвы, хорошо известные в своих бердвотчерских кругах, а я выступал в роли местного гида. В планах бердвотчеров на Алтае было найти около сотни видов птиц, в том числе и несколько видов воробьёв: монгольский земляной, каменный, снежный. Эти виды как раз можно встретить по дороге из Кош-Агача в Сайлюгемский национальный парк. И если монгольский земляной воробей обитает неподалёку от Кош-Агача - в суслячьих норах близ холма Джалгизтобе (найти и увидеть его, тем не менее, непросто), да и каменный в районе довольно широко распространён, то за снежным пришлось ехать в верховья реки Чаган-Бургазы. Точная локация где можно увидеть этих птиц в радиусе 30-50 метров мне была известна с прошлой экспедиции, так что оставалось только доехать. Кстати здесь же заодно можно и каменного воробья увидеть.
Вот так эти птички выглядят (фото Павла Пархаева из экспедиции 2018 года):
Мы планировали в середине дня проехать погранзаставу и через 2-3 часа, добравшись до места где слияние рек Карасу и Саржематы образуют Чаган-Бургазы, встать с палаткой для ночёвки, вечер и утро посвятить фотосъёмке и к вечеру следующего дня вернуться в Кош-Агач.
И вот мы у шлагбаума погранзаставы. Выходит прапорщик, забирает паспорта, интересуется целью поездки, уходит. Минут через 10 возвращается, мы думаем, что сейчас поедем, ан нет... У прапорщика вместе с паспортами в руках папочка, а в ней вот такой бланк:
На фото образец (рекомендуемый), скачанный из интернета. Реальный бланк занимал две полных страницы и вроде как даже с приложением на третьей. Было место для полных паспортных данных всех участников и ещё несколько вопросов (уже не помню о чём), на которые не совсем понятно было что писать. Про летательные аппараты тоже было.
На вопрос: "А зачем это нам, мы же туристы? Никакой хозяйственной деятельностью заниматься не собираемся" отвечает: "туризм - это тоже хозяйственная деятельность, заполняйте, положено".
Наш статус: самодеятельная туристическая группа, никакую турфирму мы не представляем, косить сено и пасти коз не намереваемся, копать руду в шахтах тоже, оружия и рыболовных снастей с собой нет. Какая ещё хозяйственная деятельность?
Вот смутно припоминаю: возможно, кто-то сказал, что мы "орнитологическая экспедиция" а не праздношатающиеся личности и имеем тем самым веские причины (несмотря на отсутствие официальных бумаг это подтверждающих) для пропуска нас вглубь погранзоны (да нас всё равно бы пустили, лишь бы паспорта в порядке были), а пограничник взял и глубоко проникся важностью наших задач и их значением в мировом масштабе :))) Ну и решил, что раз "экспедиция", то не иначе как хозяйственная деятельность.
Если с помощью умных слов попытаться придать важности своему мероприятию, вам могут поверить и отнестись к этому со всей серьёзностью, а вы получите полчаса лишней писанины :)))
А скорее всего был приказ требовать со всех эту бумагу, тем более, что в вышеприведённом бланке говорится и об "иной деятельности", под которой можно понимать всё что угодно. Только вот ни про иную деятельность, ни про культурные и общественно-политические мероприятия у меня в памяти ничего не отложилось. Возможно, заголовок был сокращённым, но я точно помню, что заполнял уведомление именно о ведении хозяйственной деятельности.
Ну, деваться некуда, пришлось всё это заполнять, включая все паспортные данные на всех, что заняло большую часть времени. Вид деятельности указал туризм, время проведения не помню уже - круглосуточно или с перерывом на сон, летательных аппаратов у нас к счастью не было, что сильно ускорило процесс заполнения :) В процессе всей этой писанины время от времени оглядывался на догоняющую нас дождевую тучу. В конце концов, потратив на погранзаставе 30-40 минут вместо ожидаемых 10-15 мы двинулись дальше будучи уже полноправными участниками хозяйственной деятельности наряду с местными чабанами :).
В пути сделали несколько коротких остановок с оглядкой на догоняющую тучу, которая нас всё-таки настигла под склонами горы Чёрная. А вот в предыдущей поездке погода была хорошей и остановки были длиннее и результативность по птицам очень даже. И никаких бумаг про хозяйственную деятельность никто не требовал.
Я планировал доехать до слияния Карасу и Саржематы и встать там лагерем, а до воробьёв сходить пешком, там расстояние до них около километра, но дорога очень плохая. Но... гулять в горах в дождь и ветер на высоте более 2000 метров с дорогущей фотоаппаратурой - удовольствие так себе. Поэтому, несмотря на плохую дорогу, едем до места, медленно и аккуратно, но избежать периодического шкрябанья брюхом по камням тем не менее не удаётся.
И вот мы на точке. Дождь немного стих, воробьи на месте, бердвотчеры расчехляют аппаратуру и отправляются в скалы. А я тем временем обозреваю окрестности и замечаю, что от расположенной метрах в трёхстах чабанской стоянки в нашу сторону направляется делегация - это семья чабана в полном составе идёт знакомиться. В прошлом году мы подъезжали сюда же и я видел, что со стороны стойбища за нами пристально наблюдают, но никто тогда не подходил. Оказывается они узнали машину, что приезжала год назад (да мы наверное единственные из чужих, кто добирался до них в последние годы) и решили всё-таки выяснить кто мы такие.
Знакомство прошло вполне доброжелательно. Чабаны, узнав, что мы собираемся ночевать в палатке, пригласили нас к себе, но у москвичей такой вариант энтузиазма не вызвал, да и вариант с палаткой в такую погоду тоже. Программа-минимум по птицам выполнена и мы решаем возвращаться назад пока не стемнело. До заставы 25 километров дороги, включающей броды, узкие прижимы и каменистые участки, где надо ехать очень аккуратно. И потом ещё 25 по Чуйской степи до Кош-Агача.
И вот мы снова у шлагбаума погранзаставы, тот же прапорщик, пропускавший нас чуть больше 5 часов назад, спрашивает: "что, уже?". Ну да, уже, вот так получилось, не задержались мы в этот раз. И "хозяйственной деятельностью" толком заняться не успели, зря только бумаги заполняли. А вот не заполняли бы и всё бы по другому было, я думаю. И погода была бы хорошая как в прошлый раз, и вернулись бы на следующий день, и программу по птичкам перевыполнили :))
Хотелось бы дополнить статью большим количеством видов долины, в которую мы ездили, но это уже превысит все разумные объёмы. Поэтому читайте продолжение: У подножья Сайлюгема.
Чуйская степь встречает нас шикарной радугой.
Программа экспедиции в Кош-Агачском районе к этому времени выполнена, поэтому в Кош-Агаче решили тоже не задерживаться и рванули в сторону Курая, где и заночевали в известном многим круглом домике посреди Курайской степи у гостеприимного хозяина.
Утром около домика птичек тоже удалось поснимать, даже мне, не говоря уже о мастерах своего дела.
Продолжение: У подножья Сайлюгема (много картинок и немного географии).
Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Принимайте участие в поездках
Ещё одна статья на канале про взаимодействие с государственными органами: Монголия. Полицейские зарисовки.
Фотографии в статье сделаны участниками экспедиционных поездок, большинство – автором статьи. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения авторов.