Найти тему
Die Geschichte mit Michel Ivanov

Краеведение: Древности и святыни в долине Неретве, Любинье и Домбру(Босния и Герцоговина)

На протяжении всей истории Балканы всегда были "пороховой бочкой Европы". Пытаясь получить контроль над этим регионом это спровоцировало многие военные конфликты и постоянную политическую нестабильность. Но в данной статье хочется рассмотреть культуру и какие культурные объекты находятся в этом регионе. Влияние сербской культуры имеет колоссальное влияние на этот регион,однако чтоб описать это не хватит и нескольких книг. В этой статье не будет рассматриваться культура всех Балкан,а только долины Неретве,которая на сегодняшний день находится в составе Боснии и Герцоговины.

Но не смотря на это долина Неретве исторически заселена сербами. Характерным признаком преобладания сербской культуры является наличие множество православных монастырей и храмов.Многие храмы имеют драматическую историю. Сначала многие из них были разрушены османами ,затем многие из них были восстановлены и снова были разрушены в результате долгой и кровопролитной Югославской войны. Сейчас балканский регион только начал отходить от войны и снова появилась возможность, восстанавливать утраченное и на пути к этому балканские страны пытаются преодолевать взаимную ненависть к другу, развивая туризм. Однако не всегда это удаётся,но на сегодняшний день множество сербов живут в составе Боснии и Герцоговины и в некоторых её областях являются этническим большинством, как в долине Неретве.

Долина Неретве на карте Боснии и Герцоговины
Долина Неретве на карте Боснии и Герцоговины

Главным городом этого региона на сегодняшний день является Мостар, который появился только в конце средневековья.Одно из главных украшений города на сегодняшний день старый мост. Он был построен в 1557—1566 года. Возможно там было поселение и старый деревянный мост,но это нельзя назвать полноценным городом.

Старый мост в Мостаре. Современная копия древнего моста, полностью уничтоженного хорватскими войсками в 1993 году. Архитектурный символ Мостара. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Старый мост в Мостаре. Современная копия древнего моста, полностью уничтоженного хорватскими войсками в 1993 году. Архитектурный символ Мостара. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Датой основания Мостара историк Мавро Орбин считает 1440 год , так как в это время о нём впервые говорит Боснийский вассал Радивый. Это единственная явная информация о самой старой истории этого города.

Мостар после Османского завоевания процветал за счёт города Благаджа , расположенный так же в Боснии и Герцеговине. Благаджа был основан раньше Мастара и который долгое время был резиденцией хумских лордов на протяжении всей истории. Он управлялся из Казаги, и Мостар до 16го века был небольшим поселением, в котором охранялся деревянный мост через реку Неретву. Изначально Мостар был расположен только на левом восточном побережье Неретвы, но к середине 16-го. века город расширился и с этого момента он был расположен по обеим сторонам реки.

Мостар считается одним из важных культурных городов Сербской культуры. Во второй половине 18 века этом городе была резиденция Захумско-Герцеговинской епархии.

Т. Чонтвари. Весна в Мостаре. 1903 год
Т. Чонтвари. Весна в Мостаре. 1903 год

Также в Мостаре всегда жило множество православных сербов. О существовании мостарских православных церквей свидетельствует запись французского писателя-путешественника Полле из далекого 1658 года, где он упоминает эти церкви и относит их к греческому православию. Есть также документы свидетельствующие о том, что в пещерах был храм (На Балканах это обычно был дом с квартирой, который был в начале 19-го года. Он был в разрушенном состоянии. Крупных церквей было мало из-за того , что официальной религией Османской империи был Ислам. Однако православие не было запрещено ,но если ты не верил в Аллаха, то платился налог). А этом храме котором были проведились религиозные таинства православных и в частности это крещение, причастие и т.д. Чуть позже мостарские православные обратились к мостарской кадии с просьбой предоставить им разрешение на ремонт этой церкви. Кадди сформировал комиссию, которая определила фактическое состояние церкви, а также ее размеры. Основываясь на результатах этой оценки, муфтий Седжид Абдулвехаб разрешил строительство храма, но с условием „она не должна быть больше, чем предыдущая ни на один дюйм, даже на один палец”.

В 1833 году началось строительство православной церкви и строительство было завершено в 1835 году. Сама его форма и размер свидетельствуют о времени, в котором он был построен, о времени, когда не было принято строить религиозное здание, кроме мечети. Крышу церкви едва видно за забором и она с первого взгляда ничем не отличается от крыши обычного дома. На этой церкви видно влияние далматинской строительной школы и особенно это касается колокольни. В том же году, в чистое воскресенье, церковь была освещена владыкой Иосифом. Церковь была названа в честь Богородицы.

Церковь Богородицы
Церковь Богородицы

Уже с того же года владыка Иосиф начал собирать деньги на постройку куда гораздо большей церкви, надеясь , что когда-нибудь турецкие власти дадут возможность для такой постройки. Так и случилось спустя несколько десятилетий. Строительство новой церкви началось в 1863 году . Эта церковь была одной из самых красивых церквей на Балканах и всего православного мира. В скором времени эта церковь стада украшением и символом Мостара. До 1873 года эта церковь была одной из самых высоких и красивых православных церквей на Балканах и во всем православном мире. Деньги на строительство храма были собраны жителями Мостара, также часть денег была подарена султаном Абдулом Азиз, и ещё часть денег была подарена из России, а также множество средств на постройку храма удалось собрать из Южной Венгрии.

Церковь Святой Троицы в 1910 году
Церковь Святой Троицы в 1910 году

Архитектором новой церкви стал Момир Корунович. Во время строительства церкви не рассчитали финансовые ресурсы. Первоначально церковь строил Спасо Вулич однако он не достроил её до конца, так как он был один из тех кто не смог расчитать средства, как её построить.Продолжил строительство Эндри Домжанов из Уэльса, который и построил этот новый внушительный собор в византийском стиле с 30 метровой колокольней и с четырьмя куполами. Строительство закончилась в 1873 году.

Церковь Святой Троицы была уничтожена во время войны в 1992 году и сегодня эту церковь реконструируют.
Церковь Святой Троицы была уничтожена во время войны в 1992 году и сегодня эту церковь реконструируют.

Ещё одна церковь , которая находилась недалеко от Мостара была посвящена Рождению Пресвятой Богородицы. Эта церковь находилась в селе Белушины, на склонах холма Столац. Эта церковь была построена в первой половине 15 века. Над входной дверью сохранилась надпись, на которой видно, что церковь была восстановлена в 1832 году.

У этой церкви истории длинная и интересная история. Эта церковь была построена благодаря одной женщине имя которой неизвестно. Она была служанкой у турецкого паши. Когда служанка состарилась и уже не могла выполнять свои обязанности, паша оценил её хорошую работу и бывшая служанка получила подарок в знак благодарности. Всю свою жизнь она искала возможность, чтобы в её стране можно было бы построить церковь. Паша принял её желание и согласился построить православный монастырь. Однако почти сразу же начались жалобы со стороны мусульман, но документ одобрения на строительства был подписан. Чтобы не видеть из старого города церковь, турецкая власть приказала, чтобы часть монастыря находилась под землёй.

В течение долгой истории своего существования монастырь Житомислич постоянно боролся за выживание. Он расположен в деревне Житомислич, к югу от Мостара и возник в 15 веке. Он посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы.

На территории монастыря находится семейный некрополь семьи Милородичей. Также на территории монастыря находится могила Радимиля. Кроме семейной усыпальницы на территории церкви находится небольшое кладбище.

В монастыре обучались многие сербы,в нём обучались многочисленные духовники и архиепископы.

Из древностей, связанных с этим монастырём, следует упомянуть, что над монастырем находятся останки раннехристианской базилики шестого века.

Монастырь Житомислич
Монастырь Житомислич

Город Любинье был основан около 600 лет назад и вероятно был назван в честь воеводы Любы, которая принимала участие в Косовском сражение. Район Любинья богат наследием различных средневековых усыпальниц. Они встречаются в Дубочице, Влаховицах, Банчиках, Родинках и других местах.

Если мы посмотрим на старые церкви, которые существуют или которые существовали, то они находились в этих местах: Градац, Крайполе и Влаховичи.

Градац расположен на северо-восточном краю Любинского поля. Согласно народному преданию, церковь в Градце была построена во времена Неманичей в 13 веке. Это старейшая церковь в этом районе, которая была названа Церковью Божьей матери. Она и по сей день хорошо сохранилась. Храм восстанавливали несколько раз и сейчас эта церковь посвящена святому Пророку Ильи.

Храм пророка Ильи
Храм пророка Ильи

Село Грабли находится в восточной стороне Любинского поля. Впервые оно упоминается в 1445 году. На участке “камень Грубач” находятся остатки фундамента церкви; он(фундамент) представляет собой полукруглую апсиду на восточной стороне фундамента церкви.

Аспида-это примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.

Точно не известно, когда была построена эта церковь. Однако известно, что в этой церкви служил иеромонах Святой Василий Острожский около 1660 лет. Старая церковь, вероятно, возникла в эпоху Неманичей.

Василий Острожский один из самых почитаемых святых Сербской православной церковью. Церковный праздник в честь него 29 апреля. Святой Василий родился в селе Мрконичи на Поповом полье в Герцеговине 28 декабря 1610 и при крещении получил имя Стоян.
Василий Острожский один из самых почитаемых святых Сербской православной церковью. Церковный праздник в честь него 29 апреля. Святой Василий родился в селе Мрконичи на Поповом полье в Герцеговине 28 декабря 1610 и при крещении получил имя Стоян.

Неманичи- это династия в средневековой Сербии. Основана в 1116 году. Её родоначальник великий жупан Рашки Стефан Неманя заложил основу единого государства в Сербии. Крупнейшие представители: сын Немани великий жупан Стефан Первовенчанный, принявший королевский титул; Стефан Душан, создавший обширное сербо-греческое царство на Балканах и провозгласивший себя в 1346 «царём сербов и греков». При его сыне царе Стефане Уроше государство Неманичей распалось. На смену им в Сербской деспотии пришли Лазаревич.

Село Крайполе расположенно примерно в четырех километрах от города Любинь. В этом селе тоже была своя церковь, которая была разрушена османами в конце XV века. Согласно преданию, верующие дали завет, что здесь рано или поздно будет возведена новая церковь, которую ждали пять столетий. Церковь посвящена Преображению Господня. 23 июля 1988 года строющийся храм освятил митрополит Владислав, а к 10 сентябрю 1988 года церковь была полностью достроена и её снова освятили.В 1990 году церковь открылась. Однако её реконструкция ещё не была завершена. Требовалось ещё покрасить иконостас, покрыть центральный купол камнем. Активный вклад в возрождение церкви внёс фермер из Любиня Живоджин Янич, который пожертвовал 1500 долларов для строительства храма. Место, где находится нынешняя церковь не там где стояла старая и расположена в 300 метров от исторического места.

Церковь Преображения Господня в Крайполе
Церковь Преображения Господня в Крайполе

После того как была снесена церковь в деревне ходила легенда о том,что пока церковь не будет восстановлена в деревне будут умирать женщины и дети. По преданиям местных после того как церковь вновь построили, то смертность сократилась.

Ещё одну богатую историю имеет старая церковь во Влаховичах, с которой также связано множество многочисленных преданий, и их больше, чем в любой другой церкви в Любинь. Село Влаховичи расположен на просторном плато, закрытом горами. Село расположено в пятнадцати километрах к северу-востоку от Любинь . В селе есть церковь, которая была построена в период между 1370 и 1389 годом. Церковь была первоначально посвящена Воскресению Лазареву. Сегодняшняя церковь была построена на фундаменте восстановленной старой церкви в 1864 году. При входе в церковь перед алтарем установлено два больших надгробия с едва читаемыми кириллическими надписями. На одной тарелке он пишет: "Асе лежит князь Влах и Вукосав в своей церкви Святого Лазаря".

На другом надгробии написано: "Асе лежит Вукосав воевода Влачевич с моим товарищем по братству и умер на разоренной краине, который моего Господа и принес мне братство в свое благородное наследие и что будет проклят кто меня потревожит".

Могильное надгробие
Могильное надгробие

Согласно преданию, Влач построил церковь, а Вукосав был его сыном, и именно поэтому село Влахович получило такое название. В народных преданиях говорится, что герцог Вукосав Влачевич с Влатком Вукович участвовал в битве на Косово в 1389 году и оба были там тяжело ранены. По народному преданию герцог Влачевич поклялся своим товарищам, что будет похоронен в церкви во Влаховиче. Его желание было исполнено и до сих пор в Герцеговине рассказывают истории о могилах героев, которые принимали участие в Косовоской битве и были тяжело ранены. После битвы их привезли на родину, где они были и похоронены.

Церковь Святого Лазаря во Влаховичах
Церковь Святого Лазаря во Влаховичах

Уже после Косовской битвы князь Лазарь был объявлен святым. Ссылаясь на один из уставов 1405 года в XIX веке Джурадж Бранкович упомянул святого князя Лазаря, который рассказывает о том, как чтим святой Лазарь. С тех пор церковь была посвящена Святому Лазарю (Видовдану).

«Видовдан» праздник, который отмечался в Сербии и ранее: это был праздник, посвященный святому мученику Виту, пострадавшему при Диоклетиане, — День святого Вита. Однако, вот уже более 600 лет день 28 июня в сербской памяти связывается исключительно с битвой, в которой сербское войско противостояло в десять раз более сильному неприятелю. Тогда сербское ополчение, ведомое князем Лазарем, все полегло на Косовом поле — однако, и турецкая армия понесла тяжелейшие потери, которые значительно замедлили ее продвижение в Европу.
«Видовдан» праздник, который отмечался в Сербии и ранее: это был праздник, посвященный святому мученику Виту, пострадавшему при Диоклетиане, — День святого Вита. Однако, вот уже более 600 лет день 28 июня в сербской памяти связывается исключительно с битвой, в которой сербское войско противостояло в десять раз более сильному неприятелю. Тогда сербское ополчение, ведомое князем Лазарем, все полегло на Косовом поле — однако, и турецкая армия понесла тяжелейшие потери, которые значительно замедлили ее продвижение в Европу.

Много раз церковь была разрушена и востановливалась. Интересно отметить народное предание, которое относится к 1912 году. Когда рабочие копали фундамент для церкви ,то в в ходе этого была обнаружена могила герцога Влачевича. В его могиле они увидели броню, щит с саблей и металлическую перчатку. Был также литр вина. Рабочие обратно зарыли могилу,так как в православной традиции нельзя тревожить покой усопшего.

Остановить внимание можно и на посёлке Домбре, в районе города в Захумле. Этот посёлок упоминается ещё в десятом веке как область, населенная сербами. В летописи священник Дуклянин упоминает Бобр как графство под названием Дебре (данные, относящиеся к сентябрю 1283 года). Масштабные исследования на эту до сих пор не проводились, посвящённые этому графству. (По словам Эрделяновича – „старая Черногория“, сербы в дохристианские времена были похоронены на курганах,как язычники).

В районе Домбра находится множество некрополей, остатков храмов и бывших монастырей. Видны остатки старого города Костуна, который восходит к раннему Средневековью (последний был построен в 10 веке). Археологические исследования выявили следы храмов, относящихся к 13 и 14 столетию.

Илия это библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э. В исторических церквях его память совершается 2 августа.
Илия это библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э. В исторических церквях его память совершается 2 августа.

В Видостаке находится церковь, где до сих пор видны только остатки ранней христианской церкви, посвященной Святому Ильи, а также Православная гробница дочери тогдашнего священника ,которая относится к 1231 году.

Остатки античной церкви
Остатки античной церкви

По одним преданиям в Домбре когда-то было три монастыря. Первый-Ободинский монастырь находился на территории деревни Биеляна. Остатки бывшего монастыря расположены у подножия холма Орловача, над сельскими домами. По преданию второй монастырь был расположен в деревне Струпичи. Видны остатки средневекового здания. Третий монастырь, как говорится в предании был расположен в Требесине. После сноса православного храма на этом месте появилась мусульманская мечеть.

Список источников:

https://www.srpskaistorija.com/starine-hercegovacke-svetinje-u-dolini-neretve-ljubinju-dabru/

https://spagosmail.blogspot.com/2014/08/mostarom-nekad-i-sad-pravoslavna-crkva.html

http://slobodnahercegovina.com/obicaji-i-vjerovanja-u-hercegovini-9-svetinje-doline-neretve-ljubinja-i-dabra/