Найти тему

Подтекст: средства воплощения писательского замысла

Приветствую вас, мои уважаемые читатели и мимо проходящие любопытные.

В предыдущей статье я вам рассказывала о том, что такое подтекст, зачем он нужен и почему с ним произведение лучше, чем без него. Если кто-то статью не читал, то ссылка на неё будет внизу, чтобы не отвлекались. А сегодня я познакомлю вас с теми средствами, с помощью которых можно донести подтекст до читателя и сделать это не только понятно, но и красиво.

Художественные детали

Это самое простое и доступное средство, не требующее особых знаний и усилий, разве что толику воображения. Детали, детальки, нюансы необычайно важны в тексте. Вот вы описываете прохожего и отмечаете его усталый вид, загорелое лицо и запылившиеся сапоги. Ясно, что человек долго пробыл в дороге, он, скорее всего, путешественник или наёмник. Или в описании простой служанки мелькнула деталь – золотой браслет с изумрудом. Значит, не такая уж это простая служанка.

Такие детали могут создавать многослойные подтексты, превращаться в увлекательные загадки для читателя или нести особый смысл. Например, случайно оброненная в разговоре персонажей фраза с профессиональным термином может указывать на занятие героя, так же как и некоторые характерные жесты. Допустим, привычка отставного военного ходить, прижав руку к бедру, словно придерживая несуществующую шпагу. Примеры с пузырьком, который прятала Бетти, и масонским перстнем из предыдущей статьи, наверное, помните.

Кстати, придумывать такие детальки в процессе работы над текстом не менее увлекательно, чем разгадывать замысел автора.

Пейзаж

В художественном произведении это не просто описание природы, автор способен заложить в пейзаж за окном множество смыслов и подтекстов. Особенно хорошо передаются с помощью картин природы различные эмоциональные состояния. Так, описание весеннего сада в лучах утреннего солнца может создать радостное настроение и гармонировать с общей атмосферой этого эпизода. А может, наоборот, вызвать диссонанс и ещё больше усилить впечатление от трагичности сцены.

Мрачное предгрозовое небо прекрасно подходит для саспенса (см. ссылку), для нагнетания тревожной атмосферы безотчётного страха.

То есть любая деталь, в том числе пейзаж за окном поезда, например, должен работать на замысел автора, а не просто украшать текст и увеличивать количество знаков.

"Буря" Худ. А. Бирштадт, XIX век.
"Буря" Худ. А. Бирштадт, XIX век.

Лексические средства

Конечно, как можно забыть о главном средстве писателя – о слове. Но слова бывают разные, а русский язык необычайно богат на лексические средства передачи подтекста.

Например, экспрессивные слова или с ярко выраженной негативной коннотацией (значением) передают такое же отношения автора. Но это явно, не завуалировано, а для создания интересного подтекста можно, допустим, использовать слова в уменьшительно-ласкательной форме. Они ведь способны передавать не только умиление. Вот пример: «Барышня была бела и румяна. Её пухлые ручки теребили засморканный платочек, а маленькие глазки часто-часто моргали в попытке выдавить ещё хоть пару слезинок». Какой подтекст в этом отрывке? Как автор относится к этой «барышне» и как, соответственно, хочет, чтобы к ней относился читатель? На что намекает?

Особенно хорошо работают лексические средства для передачи характера героя через его речь. Но об этом стоит поговорить отдельно.

Скрытый смысл". А есть ли он там? Вот и в книге, бывает, ищешь подтекст, скрытый  автором смысл, а его там и не было никогда.
Скрытый смысл". А есть ли он там? Вот и в книге, бывает, ищешь подтекст, скрытый автором смысл, а его там и не было никогда.

Синтаксические средства

Синтаксис – это построение предложений. Изменение их привычной формы может быть ошибкой, а может нести особую смысловую нагрузку. Для передачи подтекста используются следующие синтаксические средства:

  • Парцелляция – разбивка предложение точками (подробнее см. ссылку).
  • Инверсия – изменение порядка слов в предложении, что даёт автору возможность сместить акценты, выделить какое-то слово. Например, два предложения: «Я тебе не слуга» и «Я не слуга тебе» вроде бы кажутся равнозначными, на первый взгляд. Но всё же отличаются смысловым акцентом.
  • Эллипсис – пропуск в предложении какого-то слова, которое легко угадывается по смыслу.
  • Повторы тоже способны привлекать внимание читателя, к определённому моменту.

Метафора

Сравнения – очень эффективное средство передачи подтекста. Причём я бы назвала использование метафор в этом случае настоящей «эквилибристикой», ведь важно так подобрать сравнение, чтобы оно не было «в лоб». Читатель должен задуматься, догадаться, что имел в виду автор, кроме непосредственного сравнения, например, женщины с чёрной кошкой. Загадочность или влюбчивость, ласковый характер или острые коготки, связь с чёрной магией или с домашним уютом?

-4

Или, например, такая метафора: «Молодой человек был высокий, стройный и какой-то полупрозрачный, словно стебель одуванчика». И сразу возникает образ тонкого, хилого стебелька с пушистыми волосиками, готовыми разлететься от одного дуновения ветра.

Это, конечно, не все средства передачи подтекста. По сути, для этого можно использовать весь арсенал выразительных средств языка.

Всё, сегодня заканчиваю, до скорой встречи. Интересующиеся могут познакомиться со статьями по ссылкам.

P.S. Все примеры в этой статье мои. Хотела взять из классиков, но там слишком длинные цитаты.

«Заглянем под текст» (Часть 1)

«Зачем парцелляция в тексте»

«Как передать эмоции в тексте»

«Эмоции и ритм текста»

«Саспенс или Как напугать читателя»