Александр Демьяненко был родом со Свердловска. Он появился на свет 30 мая 1937 г. С детства увлекался театром, занимаясь в драматическом кружке. После школы, естественно, пытался попасть в театральное училище. Благо, как раз приемная комиссия школы-студии МХАТ приехала в Свердловск. Но Александр в тот раз не смог пройти отбор.
Тогда юноша поступил в Свердловский юридический институт. Но юриста из него не вышло. Через год Демьяненко вновь решил осуществить свою мечту. На сей раз он отправился в столицу.
В Москве ему удалось сдать экзамены сразу в 2 учебных заведения – в ГИТИС и Щукинское. Демьяненко выбрал учебу в ГИТИСе.
Александр Демьяненко в кино
Первые киноработы актера
Дебют на экране у Демьяненко случился в 1958 г., еще когда он учился на 2-м курсе ГИТИСа. Его пригласили знаменитые Алов и Наумов в свою картину о гражданской войне “Ветер”. Его партнерами по фильму стали Эльза Леждей (ставшая известной позднее по “Знатокам”) и Эдуард Бредун. Эдуард, муж очаровательной Изольды Извицкой, был к тому времени перспективнейшим молодым актером, но, к сожалению, по различным причинам, кинокарьера у него так и не сложилась.
Но вернемся к Демьяненко. В 1961 г. ему довелось сыграть уже в главной роли. Причем сразу в 2-х фильмах. Во “Взрослых детях” Виллена Азарова ему досталась роль экранного мужа Лилианы Алешниковой.
А в комедии “Карьера Димы Горина” Александр исполнил заглавную роль.
Интересный момент случился во время съемок одного из эпизодов. По сюжету шофер Софрон (Владимир Высоцкий) пристает в кабине грузовика к девушке Гале (Татьяна Конюхова). Все это видит через маленькое окошко, находящийся в кузове Дима Горин. По приезду на место герой Демьяненко немедленно набрасывается на Высоцкого с кулаками.
Надо сказать, Владимир Высоцкий тогда был начинающим актером. Но Демьяненко все равно не мог заставить себя отвесить мощный хук будущему барду, необходимый по сценарию. Эпизод запомнился многим участникам съемок, в последующем рассказы очевидцев отличались в деталях.
В одном из вариантов повествования Демьяненко провел 8 дублей, причем после каждого удара, как настоящий интеллигент, говорил “Извините”. Но режиссера все равно что-то не устраивало. Тогда Высоцкий не выдержал: “Хватит извиняться. Врежь как следует – хватит дублей!” Лишь с 9-го удара (дубля) эпизод был отснят.
В начале 60-х у Александра Демьяненко было еще несколько удачных ролей. Причем работы ему доставались преимущественно серьезные: младший лейтенант в “Мире входящему”, журналист в “Порожнем рейсе”, заглавная роль в “Сотруднике ЧК”, следователь в “Государственном преступнике”.
Казалось, его амплуа, как серьезного актера, сложилось. Но тут он понадобился Леониду Гайдаю…
О "гайдаевском" периоде кинокарьеры Демьяненко читайте в продолжении