Найти в Дзене
Бумажные комиксы

«Супермен» Гранта Моррисона: «Все звёзды»

Супермен скорее мёртв, чем жив: он при смерти. Будущее предопределено. Осталось совершить последние двенадцать подвигов.

Фрагмент панели из графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»
Фрагмент панели из графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»

Графический роман Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен» (художник – Фрэнк Куайтли, цвет – Джейми Грант) носит непривычно пессимистичный характер: легендарный герой обречён, знает об этом и должен с этим как-то смириться. Спасая научную экспедицию, он подвергся воздействию солнечного излучения такого уровня, что даже его клетки оказались не в состоянии справиться с полученной дозой. Парадокс: «питаясь» от Солнца, Супермен вместе с тем стал его жертвой – апоптоз, гибель клеток, не остановить даже самому передовому учёному.

Смешно: кто только не пытался разделаться со мной, а в итоге меня убьёт источник моих сил.
Разворот графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»
Разворот графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»

Над расшифровкой криптонской ДНК, которая позволила бы если не спасти настоящего Супермена, то хотя бы вырастить нового, работает целая лаборатория. Уже есть несомненные достижения: анаэробные мегантропы – титаны-странники, готовые исследовать глубокий космос, генетически модифицированные нанонавты – сравнимые с личинками и разрабатывающие тайны атомов. Пытается решить смертельную проблему и сам Супермен – хотя у него и без того дел по горло, люди ведь ни дня не могут протянуть без его помощи.

Разворот графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»
Разворот графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»

Разумеется, в том, что жизнь главного героя оказалась на волоске, прямая вина Лекса Лютора, гениального оппонента, не способного примириться с тем, что кто-то неизменно разрушает его тщательно продуманные и неизменно коварные планы. Даже заключение в камеру смертников не способно поколебать уверенности злодея в своём превосходстве – и ожидая казни на электрическом стуле, Лютор продолжает тягать штангу, изобретать гаджеты и смешивать себе идеальные коктейли. И он явно знает, что делает.

Если я хочу умереть счастливым, пора браться за убийство Супермена всерьёз.

Но противостояние со смертью и извечным соперником, как и рутинное спасение мира от всякого рода напастей – далеко не самый интересный сюжет этой книги. Любовная лирика – вот что придаёт ей дополнительное и, несомненно, волнующее измерение. «Будет у Супермена что-то с Лоис Лейн – или нет, а если будет – то как?» – вопросы, которые заставят сильнее биться сердце любого читателя. Идя вслед за автором, художник поддаёт эротики: сперва показывая обнажённую Лоис под душем, а затем заставляя её бегать с подтянутым до самого пояса платьем.

Разворот графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»
Разворот графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»

А уж когда она получает на день рождения костюм суперженщины, то смотрится в нём и вовсе обалденно: если у кого были на этот счёт фантазии, здесь полно простора, чтобы им развернуться. Страстный поцелуй на Луне – кадр, которому суждено остаться в памяти надолго. Как и итоговой сцене неизбежного расставания: он улетает, отнюдь не обещая вернуться.

– Я люблю тебя, Лоис Лейн. И буду любить вечно.
– Я люблю тебя, Супермен!
Полоса графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»
Полоса графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»

«До безумия великолепно», – приводит обложка цитату из «Нью-Йорк Таймс». И хотя в этих словах есть, думаю, некоторая доля преувеличения, нельзя не согласиться и с тем, что некое общее впечатление от книги они выражают: этот «Супермен» и правда хорош – и по сюжету, и по части картинок. Толстый том, три сотни страниц, пролистываешь если не мигом, то с неподдельным увлечением: всё-таки жизнь одного из главных персонажей как двадцатого, так и нынешнего веков тут подвергается той опасности, к которой следует отнестись с уважением. То, что Супермен победит любого врага – это мы знаем как аксиому; но сможет ли он выпутаться из подобного расклада?..

Полоса графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»
Полоса графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»

Грант Моррисон известен нам по философски-депрессивной «Лечебнице Аркхем», разбирающей подноготную Бэтмена. Обратившись к другому герою, автор отказался от совсем уж убивающей мрачности, но не утратил, ясное дело, своего несомненного мастерства. Он столь же мощно нагнетает атмосферу, не забывая при этом про юмор и лирические отступления, – и достигает, кажется, невозможного: мы уже не уверены в счастливом исходе, мы в кой-то веки не знаем, чем тут дело кончиться!.. Для саги, которая на момент первого издания «Всех звёзд» насчитывала уже семь десятилетий, добиться подобного – почти невероятное достижение. Особенно заметное на фоне книг Дж. М. Стражински, попытавшегося перезапустить историю для новых читателей и не достигшего на этом пути принципиальных успехов.

Панель из графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»
Панель из графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»

Здесь много отличных деталей.

Золотой ключик от суперменовской крепости весом в полмиллиона тонн: сперва хозяин держит его запросто на полу (ведь фиг кто поднимет), но потом всё-таки перенимает земную привычку прятать под коврик с надписью «Добро пожаловать».

«Палочка», брошенная героем своей суперсобачке Крипто: улетевшее в космос с корнями вырванное дерево. «Сидеть попа ровно», – фраза, имеющая при общении с многочисленными Бизарро ровно противоположное значение.

Луна, которую живые легенды Криптона сперва раскололи, забросив туда что есть мочи Супермена, а потом скрепили утащенными с Земли мостами.

«Моби Дик», помогший библиороботу Лютора «буквально пробубнить подземный ход».

Ну и мысли Лоис, мечтающей о том, как её возлюбленный будет приносить ей красивые букетики: «Это тебе. Я собрал их на четвёртой планете Альфы Центара».

Разворот графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»
Разворот графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»

Но главная находка, как это часто бывает, таится в приложениях и комментариях, без которых издаваемые «Азбукой-Аттикус» графические романы потеряли бы по меньшей мере четверть своего очарования. Вчитываясь в них, мы узнаём не только то, что Джимми Ольсен отдалённо похож на Робби Уильямса совсем не случайно, но и то, как Грант Моррисон описал в своём сценарии общество подземнозавров, представители которых попытались разрушить Метрополис, но были вовремя остановлены:

Мрачные, давящие, советские города-крепости с железными стенами {…} военные баржи, способные переплыть океаны кипящего пара ради центра Земли; сталинистский авторитарный мир, где в качестве рабов используются пропавшие без вести люди, умирающие в адских условиях.

Вот и говори после этого, что романы про Супермена не имеют к нам никакого отношения.

Обложка графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»
Обложка графического романа Гранта Моррисона «Все звёзды. Супермен»