Найти в Дзене
Хакнем Суть

Иезуитская педагогика — полезный опыт

Размышляя над темой — почему у нас негативное отношение к школе со стороны детей и родителей натолкнулся на некую идею, которой хочу поделиться с сообществом.

В подавляющем большинстве случаев мы не напрягаем своих детей учебными нагрузками до начала обучения в школе. Я считаю, что это вредная жалость (в нашем канале уже было несколько статей на эту тему), но такова общая традиция «не лишать ребёнка детства».

Совершенно случайно я наткнулся на описание системы образования, которая оказалась совсем не типичной для общих подходов, но чрезвычайно эффективной.

Вот её описание:

Они первые в системном (последовательном) светском образовании;

Это ониавторы первых школьных учебников;

Им важно, чтобы каждый отдельный ученик понял и полюбил всё, что изучается в школе;

• Важно формировать, а не информировать школьников;

По окончании школы выпускники должны свободно и самостоятельно использовать свои знания. Они должны уметь воздействовать и убеждать;

Фото взято из Яндекс.картинки
Фото взято из Яндекс.картинки

Основа образования самостоятельность (чтобы потом не говорили – забудьте, чему вас учили в школе);

Учитель находится рядом с учениками не только на уроках, но и за их пределами;

Принцип непрерывных оценок действий и знаний учеников в сочетании с духом соперничествавот что мотивирует учеников и заставляет их подтягиваться по всем предметам.

Вот пример. Позднее Средневековье. В одном из городов Европы была жуткая коррупция. Власти обратились за помощью, и в ответ на запрос о помощи, им прислали 5 выпускников этой школы.

Те организовали в городе школу по подобию своей (которую они закончили). Через 15 лет выпускники этой школы побеждают на местных выборах и занимают все ключевые посты в администрации. И....., коррупция была полностью уничтожена. Эти ребята даже помыслить не могли о получении взятки!!! Вот такое воспитание.

До сих пор по таким принципам организованы лучшие учебные заведения мира.

А наткнулся я на эту школу, когда стал искать автора фразы «Дайте мне ребёнка до 7 лет, и я выращу вам человека». Это было более 30 лет назад. «О, какое самоуверенное заявление», — подумал я и стал искать источник. После того, как нашёл его, моя ирония резко угасла. Это слова Франциска Ксаверия, иезуитского миссионера. И мне стало многое понятно, почему Орден имел и имеет такую силу и влияние.

Да, это про то, как и на каких принципах готовятся преданные делу последователи. Нам надо брать самое полезное от любого эффективного процесса. Не их идеологию и цели, а то, как надо создавать преданное и полезное подрастающее поколение. Если у нас этого нет в школе или универах, значит это надо начинать культивировать в каждой семье.

Мне повезло узнать это своевременно, и я использовал часть принципов во время обучения моих детей в школе. Я не подменял школу в образовательном плане, я комментировал и разъяснял то, что детям было непонятно.

Просто любую свободную минуту мы проводили в размышлениях о причинах и следствиях, разбирали поступки окружающих. Я давал им возможность принимать решения (по незначительным вопросам), мы его вместе реализовывали (честно говоря, они не всегда были верными), получали часто печальные последствия, разбирали причины ошибок и несли вместе наказание…Удивительно то, что маленькие дети, после подобного разбора полётов, ту же ошибку не повторяют! И запоминают это надолго.

Вот почему я говорю, что «в лоб» скопировать такую школу не получится, но базовые подходы можно реализовать силами родителей. Это сильно поможет вашим детям в их жизни.

Автор: Михаил Вениаминович, руководитель канала «Хакнем Суть», г. Москва

Хакнем расти 🌱
Хакнем расти 🌱

Читайте также:

Почему индивидуальный подход — ключ к успеху: научный взгляд