2013 году Марк Цукерберг из Facebook опубликовал 10-страничный белый документ, в котором изложил свое новое видение, озаглавленное " является ли подключение правом человека?”. В нем содержатся “грубые предложения о том, как мы можем подключиться следующих пяти миллиардов человек”, с помощью консорциумом технологических компаний окрестили Internet.org. Не только план Цукерберга включают расширение доступа к существующим телекоммуникационным сетям, его даже прикрыли разработку новых технологий, таких как беспилотники на солнечных батареях, что бы валандаться более отдаленных районах, сияя подключения к Человек ниже.
Половина населения земного шара живет без надежного интернет-соединения , что ограничивает их доступ к образованию, финансовым услугам, политической активности, свободному волеизъявлению и многому другому. Среди них-Салим Азим Ассани, соучредитель компании WenakLabs, цифрового хаба в столице Чада Нджамене. В 2008 году власти страны закрыли доступ к таким социальным сетям, как Facebook и Twitter, ссылаясь на распространение религиозного экстремизма. Услуги оставались в автономном режиме в течение 16 месяцев.
” Мы потеряли деньги и некоторых наших клиентов из-за блокировки интернета", - говорит Ассани. "Некоторые из наших клиентов отменили свои контракты, потому что они считают, что это не самый лучший момент для использования социальных сетей. Работая с художниками или музыкантами, они не могут иметь много просмотров, потому что многие люди не знают, как использовать VPN, или потому, что VPN не так легко для них использовать.”
Пятьдесят лет спустя после того, как первые компьютеры были подключены к интернету, и 30 лет с тех пор, как Всемирная паутина была построена на вершине этой “сети сетей”, свободный и открытый онлайн-мир, предусмотренный ранними пионерами, подвергается атаке. В последние несколько лет частичные сокращения и даже полное отключение электроэнергии были зарегистрированы в Индии, Судане, Эритрее, Эфиопии, Сирии, Демократической Республике Конго и Ираке.
Джошуа Франко-заместитель директора Amnesty Tech. В то время как организация не осуществляет всесторонний мониторинг мира на предмет отключения интернета, он говорит, что практика растет. “В регионе Западной и Центральной Африки мы обнаружили 12 случаев преднамеренного сокращения мобильной связи и интернета в 2017 году по сравнению с 11 в 2016 году. В 2018 году у нас было 20 в этом регионе”, - говорит он. “Мы опасаемся, что это будет продолжаться расти.”
Как правило, оправданием этих сокращений является сдерживание волнений: когда власти Шри-Ланки сократили доступ к социальным сетям после пасхальных терактов 2019 года, они заявили, что это необходимо для предотвращения распространения дезинформации и паники. “Мы больше смотрим на воздействие, потому что мотивы не всегда полностью понятны”, - говорит Франко. Но он добавляет: “совпадение вокруг таких важных общественных событий, как выборы и протесты, вызывает у нас подозрения, что это способ подавления свободы слова.”
Перевод интернета в автономный режим является грубой мерой, но другие методы формирования доступа к интернету могут быть столь же драматичными. Российское правительство, например, строит параллельный интернет это существует полностью в его собственных границах. После завершения этого процесса российские власти получат полный контроль над тем, что пользователи, базирующиеся в России, могут видеть и размещать в интернете. А пользователи интернета в материковом Китае регистрируются в одном из самых жестко регулируемых онлайн-пространств в мире, где ограничения на иностранные веб-сайты и услуги, активная фильтрация оскорбительного контента и строгие правовые положения для компаний, работающих в интернете, сочетаются в том, что известно как "Великий Брандмауэр Китая".
И эта тенденция продолжается даже в более либеральных странах. Директива об авторских правах, принятая ЕС в этом году, известная как статья 13, обязывает веб-операторов устанавливать фильтры, которые будут автоматически удалять контент, считающийся незаконным. В Великобритании правительство неоднократно заявляло, что ему должно быть разрешено взломать шифрование, которое лежит в основе всего-от частных приложений для обмена сообщениями до онлайн-платежей. А в США законодатели неоднократно пытались отменить правила сетевой нейтральности, которые обеспечивают равное отношение к онлайн-сервисам.
Молодые люди имеют право открывать социальные сети, пользоваться интернетом, и они должны использовать его, чтобы научиться заниматься бизнесом-Салим Азим Ассани
Через два года после запуска Internet.org Цукерберг выступил перед Генеральной Ассамблеей ООН, чтобы еще раз заявить, что “интернет принадлежит всем” . Он не одинок в этом мнении: доклады Совета ООН по правам человека в 2011 и 2016 годах критиковали интернет-ограничения как противоречащие международным соглашениям о свободе выражения мнений и информации. Оба раза они широко освещались как декларация о том, что доступ к интернету сам по себе является правом человека.
"Интернет - это право человека",-соглашается Ассани, который также руководит некоммерческой организацией, занимающейся продвижением цифровых услуг в Чаде. "Молодые люди имеют право открывать социальные сети, пользоваться интернетом, и они должны использовать его, чтобы научиться заниматься бизнесом. Все люди имеют право пользоваться интернетом.”
Винт Серф с этим не согласен. Его мнение должно кое-что значить: как со-разработчик протокола TCP/IP, он известен как один из “отцов интернета”. После доклада ООН за 2011 год он написал передовую статью в New York Times, отвергающую идею о том, что доступ в интернет является правом человека .
Серф утверждал, что в качестве ТЕХНОЛОГИИ Интернет является пособником прав, и путаница между ними приведет к тому, что мы будем оценивать неправильные вещи. ” Одно время, если у вас не было лошади, было трудно зарабатывать на жизнь", - писал Серф. “Но самым важным правом в этом случае было право зарабатывать себе на жизнь, а не право на лошадь."Интернет был средством для достижения цели, а не самой целью.
За заголовками газет стоит и позиция Совета ООН по правам человека. В докладах, опубликованных в 2011 и 2016 годах, подчеркивалась существенная природа интернета, позволяющая людям осуществлять свою свободу выражения мнений, мнений и информации, однако они не были провозглашены в качестве самостоятельного права человека на доступ к свободному и открытому интернету.
Стандарты сообщества Facebook или политика компании не могут заменить Декларацию ООН о правах человека – Joshua Franco
Действительно, интернет, который работает в интересах всех, обязательно имеет некоторые ограничения. "Это не является незаконным ограничивать права человека в ключевых ситуациях”, - говорит Франко. Чтобы раскрутить фразу, право на свободное выражение мнений в Интернете не обязательно распространяется на крик "Пожар" в переполненном чате.
На протяжении десятилетий регуляторы играли в догонялки с сетью, вводя законы, чтобы ограничить распространение пиратской музыки, продажи наркотиков, детской порнографии, террористической пропаганды, разжигания ненависти и многое другое. Но проблема с многомиллиардной сетью заключается в том, что у каждого есть свое собственное представление о том, что такое нелегитимный контент. Это не просто дискуссия для разных стран, но и для сервисов, которые работают в интернете. "Стандарты сообщества Facebook или политика компании не могут заменить Декларацию ООН о правах человека”, - говорит Франко.
Таким образом, отстаивать свои права в интернете-значит занимать активную позицию. Фонд "Всемирная паутина" -это некоммерческая организация, которая призвана защищать свободы в интернете. На форуме по вопросам управления интернетом в Берлине в ноябре этого года он запустит свой контракт для Интернета . "Это было действительно сложно для политиков, чтобы прийти к согласию с тем, что такое веб, - говорит Эмили Шарп, директор по политике веб-Фонда. "Контракт для Интернета заключается в том, чтобы убедиться, что интернет расширяет возможности и доступен для всех.”
Документ утверждает принципы свободной, открытой и инклюзивной сети и формирует манифест для всех, кто стремится сделать это видение реальностью. Правительства, которые подпишут контракт, обязуются подключать всех поровну, поддерживать интернет в режиме онлайн и уважать частную жизнь граждан. Компании могут обещать то же самое, а также соглашаться развивать технологии, которые “поддерживают лучшее в человечестве и бросают вызов худшему”. Отдельные граждане также могут подписываться и соглашаться на создание, сотрудничество, создание сообществ и защиту онлайн-пространства.
За шесть лет, прошедших с момента запуска Цукерберга Internet.org, прогресс, чтобы привести мир в онлайн-режиме был нерешительным
“За годы, прошедшие с момента его создания, мы увидели, что сеть продвигает права человека”, - говорит Шарп. Но она отмечает, что, как и в случае большинства технологий, первоначальный энтузиазм, окружающий инновацию, часто упускает из виду потенциальный ущерб, который она может нанести. Она надеется, что этот договор будет служить руководством для директивных органов при разработке нормативных положений, которые позволят сбалансировать необходимость смягчения ущерба, наносимого в интернете, с осуществлением прав человека в интернете.
"Такие понятия, как язык ненависти, часто злоупотребляют”, - говорит Франко. “Это не означает, что ненавистнические речи не реальны – мы задокументировали, как насилие в отношении женщин вытесняет их из общественной сферы и ограничивает свободу выражения мнений, – но это то, что правительства хватаются за тех, кто их критикует, и другие формы защищенной речи.”
За шесть лет, прошедших с момента запуска Цукерберга Internet.org, прогресс, чтобы привести мир в онлайн-режиме был нерешительным. Телекоммуникационные компании неохотно переводили людей на информационные планы, где существующие контракты на обмен текстовыми сообщениями и голосовые вызовы были более выгодными. А в 2018 году Facebook тихо обосновал свой проект Aquila для интернет-дронов.
Таким образом, по-прежнему существуют миллиарды людей во всем мире, которые не подключены к интернету. Но в наших усилиях по их подключению к интернету мы не должны упускать из виду, к какому виду интернета мы надеемся подключить их. Этого недостаточно, чтобы соединить мир: мы должны упорно работать, чтобы гарантировать, что есть веб, к которому стоит подключиться.
Дорогой читатель! Понравилась статья отблагодарите подпиской и лайком)