7 октября 1904 года в «Петербургской газете» появилась статья-фельетон «Происшествие в балете», в которой с возмущением рассматривался вопрос о посягательстве на личность сценического деятеля. По не подтвержденной информации, чиновник особых поручений при Директоре Императорских театров, потребовал, чтобы балерины брили подмышки. Это вызвало волну недоумения и негодования. Зачем?
Надо сразу сказать, что вопрос о бритье ног не стоял, потому что балерины танцевали в телесных трико. А вот подмышки вызвали массу пересуд. Сторонники и противники бриться разделились на два лагеря. Первые считали, что волосы естественны и не могут уродовать красивую женщину. К тому же, хорошо скроенный лиф скроет мышки. В пример приводились итальянские танцовщицы, которые не прибегали к бритвам, имели черные волосы, но ничего с ними не делали. А зрителям нравилось? Зрители привыкали, ведь танцовщицы были необыкновенно хороши.
Второй лагерь стоял за бритье, балет - это ожившая скульптура, а на классических статуях нет волос нигде, кроме голов. Такими же совершенными должны быть и балерины. Взгляд, воспитанный на античной эстетике просто не может вынести нарушающего гармонию куста волос, тем более, что в моду вошли открытые лифы балетных пачек.
Дискуссия в газетах была такой насыщенной, что пришлось вмешаться Министру Двора, барону В. Б. Фредериксу и прекратить скандал.
Спустя неделю после первой статьи, вышла вторая 14 октября «Петербургская газета» опубликовала «опровержение»:
«Как мы узнали из достоверного источника, в нашем балете вовсе не делалось никакого распоряжения о выбривании волос под мышками танцовщицами и даже вопроса об этом не поднималось».
Но страсти не утихали еще долго. Матильда Кшесинская волосы удаляла, а Анна Павлова нет. Это длилось бы еще долго, но с"Русскими сезонами" Дягилева и модой на ориентализм бритье подмышек стало нормой не только в балетных кругах.
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Больше лайков и перепостов - интересных больше статей!