Кажется, это было в Хаарлеме. В субботу во всех голландских городишках (по крайней мере, в тех, в которых я был) в центре города, где у них в основном магазины, кафе, католические церкви, устраивается рынок. По всей площади расставляются палатки, ларьки передвижные, что-то там еще, и торгуют всем подряд: продуктами, одеждой, промышленными товарами, рассадой, сувенирами и так далее. Народу собирается довольно много. Место бойкое, еще ряженые ходят, какую-то анимацию создают. Ощущение хорошего, доброго праздника получается.
Вообще, центры голландских городов очень похожи. Там везде пешеходная зона – движение транспорта по центру запрещено. Особо близко к центральной площади не подъедешь. Вокруг всё чистенько, везде тротуарная плитка, радующая глаз, вымощенная какими-то ажурными узорами. Причем, сделано всё с учетом сточных вод. Одним словом, всё гармонично, красиво, радует глаз.
Мы с Вячеславом Юрьевичем Смагиным (мой близкий друг и легенда российского софтбола одновременно) взяли там в каршеринг небольшую «Тойоту» и путешествовали по этой сказочно-кукольной чистой стране. Вот, значит, приехали на рынок в центре Хаарлема. На площадь впритык, естественно, не проехать, но к ней все улочки сходятся, как солнечные лучи. Вячеслав Юрьевич центр Хаарлема хорошо знает (каждый год там бывает). Высадил меня в одном из закоулков и говорит, мол, сейчас выйдешь на площадь, пройдешь вон в ту сторону, там у Макдональдса мы встретимся. И поехал машину на стоянку ставить.
Я, значит, прохожу туда, куда меня послали. Верчу головой - Макдональдса нигде нет. Стоят какие-то два парня чуть обкуренные, неряшливого вида. Я им: «Во ист Макдональдс хир?» Кстати, единственная фраза, что я усвоил из немецкого языка, когда учился в школе. Они там что-то бормочут. Что бормочут – я не понимаю. В общем, я их не понимаю, они – меня. К каким-то прохожим пристал, они мне показали направление. Нужное мне кафе оказалось на другой улице, и не в центре, а в паре кварталах от площади. Идя по дороге, еще пару раз переспросил на немецком с жутким русским акцентом. Мне сказали, что, мол, в правильном направлении идешь.
Я перешел на светофоре, как положено, оживленное шоссе. Зашел в Макдональдс – он прямо у перехода находился. Отличительная черта всех голландских подобных заведений в том, что там бесплатный вай-фай. И войти в интернет несложно, достаточно пару раз пальцем в настойках смартфона ширнуть – и всё, никаких там смс, никуда посылать не надо. Я, значит, тут же по Ватсапу Вячеславу Юрьевичу отписался, что, мол в Макдональдсе, жду. Но вай-фай там тоже плохенький – он, то есть, то его нет. К тому же не факт, что у Вячеслава Юрьевича на тот момент интернет есть. Сижу, думаю, что что-то я куда-то далеко от площади ушел. Не мог, он мне здесь встречу назначить. Так пару минут мозгами пораскинул, решил, что, всё-таки нужно на площадь возвращаться, там по-любому мы с ним увидимся. Я опять на регулируемом переходе выхожу на пешеходную зону и иду на площадь. На встречу идет народ, попутно идет народ. Вдруг вижу, женщина какая-то за руку мальчика лет пяти ведет. Тот тянет ее в сторону и кричит:
– Мам, пошли в этот магазин.
«Обона, наши», – понял я.
Подхожу, спрашиваю:
– Девушка, подскажите, где тут Макдональдс?
Она мне показывает в ту сторону, откуда я иду.
Я говорю:
– Девушка я знаю, что там есть Макдональдс. А на площади, где-нибудь есть? Мне просто знакомый сказал, что мы встречаемся на площади возле Макдональдса, но там же нет такого кафе. Я хотел там кого-нибудь расспросить, но они, видимо, все в школах не тот иностранный язык учат – ничего понимают. Вот хорошо, что вас встретил.
– Сейчас нет, а раньше был там Макдональдс, – говорит она.
Я спокойно выдохнул. Вернулся обратно, побродил чуть между торговыми рядами, и Вячеслав Юрьевич меня нашел быстро.
– Ну, ты, юноша, даешь, – говорит он мне. – Я ж тебе сказал: «Жди на площади», а ты почти в другой конец города убежал.
Он, оказывается, мое сообщение получил и написал мне, чтобы возвращался обратно. А я к тому времени уже связь с интернетом потерял, однако моя логика и интуиция на этот раз меня не подвели. Вышло так, что Вячеслав Юрьевич, пришел на площадь, увидел, что Макдональдса в том месте уже нет. Спросил там у кого-то (он-то, в отличие от меня, языки знает), ему сказали, что кафе год назад закрыли, он стал искать меня. Слава богу, ему к тому времени мое смс пришло.
День мы тот провели здорово сходили в костел, много чего посмотрели. С тех пор прошел почти год, а я в знаниях языка так и не продвинулся ни на сантиметр. Единственное, что усвоил, что заграницей в кафе нужно просить сэндвич, а не бутерброд. Но это уже была другая история, случившаяся со мной в тех же Нидерландах.