Найти в Дзене
Философия для жизни

О Вселенной. Часть 3. Цикличность существования Вселенной

Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.

В восточной философии представления о Вселенной несколько отличаются от античных, во всяком случае, в отношении времени. Восточная философия говорит о пульсирующей Вселенной. Нынешняя Вселенная — не первая и не последняя в последовательности вселенных, которые существовали, существуют и будут существовать. Буддизм и индуизм придерживаются той идеи, что видимая Вселенная является живой сущностью, телом Брахмы, который живет определенное количество божественных лет и в итоге умирает, чтобы после космической ночи (пралайи) снова проснуться к жизни и дать зарождение новой вселенной. Следующий цикл начинается с возникновения сильного кармического ветра, который начинает структурировать пространство и спящие в нем первоэлементы и силы.

Представления о циклически возникающей и умирающей Вселенной встречаются и в западной традиции. Так, согласно стоикам, нынешняя Вселенная погибнет в мировом пожаре, и все будет поглощено творческим огнем, который, являясь семенем космоса и источником формирующих начал отдельных вещей (семенных логосов вещей), даст рождение новому миру. В стоической модели новосозданный мир полностью повторит предыдущий мировой цикл. А в восточной философии считается, что каждая новая вселенная продолжает предыдущую и поднимает живые существа на новый уровень развития.

Идея цикличности Вселенной не чужда и современной науке, где одним из сценариев развития космоса является модель пульсирующих вселенных, рождающихся из «точки», расширяющихся до некоторого предела и под воздействием гравитации снова сжимающихся в точку, которая даст рождение новой Вселенной.

Значит, есть две основные модели Вселенной. Согласно первой, Вселенная, даже если она когда-то возникла, будет существовать вечно, согласно второй, она рождается и умирает во времени и вместе со временем.

Когда Платон говорит о возникновении космоса, следует понимать это не в том смысле, будто некогда было время, когда космоса не было, но в том, что космос находится в вечном возникновении и обнаруживает некую исходную причину своего бытия; душу космоса, существующую вечно, бог также не создает, а упорядочивает...
(Альбин, «Учебник платоновской философии»)
Когда он, божественный, бодрствует, тогда этот мир находится в движении; когда он спокойно спит, тогда все спит... Манвантары, создания и разрушения [мира], бесчисленны: Высочайшее Существо (paramesthin), как бы играя, создает их каждый раз.
(Законы Ману)
Джанардана, побуждаемый Косностью, принимает в конце кальпы образ Рудры, о Майтрея, [становится] грозным и пожирает все сущее. Пожрав все сущее и обратив мир в единый океан, высший Правитель возлежит на ложе из змея, а пробудившись, он, носящий образ Брахмы, вновь вершит творение.
(Вишну Пурана)

Антон Мусулин

Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.