Как вы, наверное, уже знаете в истории существует две позиции, касательно казни Мустафы. Согласно первой из них, Хюррем подставила Мустафу (эта точка зрения нам ярко показана в сериале "Великолепный век"), согласна второй - Хюррем непричастна. В этой статье я предлагаю вам вместе со мной проанализировать, какие аргументы выдвигают сторонники второй позиции.
1. До нашего времени действительно дошла переписка Мустафы и сефивидского шаха, которую вполне могу написать и сам шехзаде.
2. Австрийский посол, приехав в Османскую империю, первым делом поехал к Мустафе, а не к султану, что говорит о том, что Мустафа все-таки вел переписки с другими государствами, выражая неуважение к отцу. Более того австрийский полос заявил, что Мустафа будет сильным правителем и таким образом нанес султану двойное оскорбление.
3. Мустафу поддерживали янычары, Сулейман всерьез опасался это поддержки.
4. Мустафа часто шел вопреки воли отца, чем сам разрушал их отношения.
5. На момент казни Мустафе было 38 лет, каждый день его жизни был риском для Хюррем, поскольку она не знала как долго будет жить султан, поэтому, если бы она хотела, то подставила бы шехзаде гораздо раньше.
6. Некоторые историки пишут о том, что Мустафа отправил письмо, в котором требовал, чтобы Сулейман вместе с Хюррем уехали в Старый дворец, уступив ему трон. У Мустафы было войско янычар, перешедших на его сторону. Такое поведение султан расценил как предательство и обманом заманил шехзаде в свой шатер, где тотчас же его казнили.
Известный турецкий историк Кадыр Мысыроглу, также выделяет еще такие факты:
1. Мустафа отрастил бороду, однако по закону Фатиха шехзаде мог носить только усы, а борода могла быть только у султана. Тем самым шехзаде дал понять, что не уважает отца.
2. Существует исторический факт, согласно которому Мустафа заказал себе печать с надписью "Шах Султан Мустафа", которой подписывал письма Тохмаспу. Эта печать и стала последней каплей в чаши терпения Сулеймана.
Спасибо за внимание! Напишите в комментариях, какой позиции придерживаетесь вы касательно казни Мустафы.