"Фрам" по-норвежски "Вперёд" - это название парусно-моторной шхуны, которая принесла Норвегии огромную и заслуженную славу.
"Фрам" был построен по инициативе и по проекту великого полярника Фритьофа Нансена специально для полярных экспедиций. Округлая форма корпуса позволяла противостоять натиску паковых льдов: там, где любое другое судно было бы неминуемо раздавлено, "Фрам" выжимало на поверхность ледяного поля. Конструктором судна был Колин Арчер.
Внутри "Фрам" тоже имел конструктивные особенности. Например, эти мощные шпангоуты усиливали сопротивление корпуса.
Несмотря на то, что судно было построено на государственные средства и принадлежало Норвегии, в глазах общественного мнения это было детище Нансена, который первым совершил на нём арктическую экспедицию в 1893-96 годах, продрейфовав во льдах от острова Котельный до Шпицбергена.
Ещё одну экспедицию на "Фраме" осуществил полярник и друг Нансена Отто Свердруп в 1898-1902 годах. А в 1910-м "Фрам" попросил Руал Амундсен для исследовательской экспедиции в Арктику в районе Аляски.
На самом деле честолюбивый норвежец стремился к открытию Северного полюса и никакая другая цель его не интересовала. Но пока Амундсен готовил свою экспедицию, Северный полюс официально был открыт американцем Робертом Пири в экспедиции на собаках. Правда, он его "открыл", не имея нормальных навигационных инструментов, в компании эскимосов и помощника-негра, которые в силу необразованности никак не могли дать хоть какие-то свидетельства, но Конгресс поспешил заявить на весь мир, что Северный полюс открыт американцем. И все страны утёрлись.
Узнав об этом, Амундсен "переобулся в прыжке". Многие недоумевали, зачем норвежец везет в Арктику деревянный дом и почему взял на борт сотню гренландских лаек ещё на выходе из Норвегии: ведь все думали, что "Фрам" сначала должен пройти всю Атлантику и через мыс Горн вернуться на Север, к Аляске. Для полярных собак это означало двойной переход через тропики. Но после стоянки на Мадейре Амундсен объявил команде об истинном направлении "Фрама", и все горячо одобрили смену плана: открытие Южного полюса!
Правда, Южный полюс заранее застолбили англичане, отправляя туда одну нелепую экспедицию за другой, например с участием открытых автомобилей. Одновременно с Амундсеном в Антарктиду стартовал Роберт Скотт на маньчжурских пони.
Амундсен был глубоко изумлён таким выбором. Впоследствии он писал:
"Маленькое животное намного легче преодолевает многочисленные снежные мосты на ледниковых трещинах. Если провалится собака - взял её за шиворот, дёрнул хорошенько и она опять наверху. Совсем другое дело пони. Сравнительно крупные и тяжёлые, они скорее проваливаются, и уж их вытаскивать - дело трудное и долгое. Конечно, если постромка не оборвалась и пони не лежит на дне трещины глубиной в 300 метров... И ещё одно преимущество: собаку можно кормить собакой, постепенно забивать тех, кто похуже, на корм тех, кто получше ".
Амундсен предположил, что англичане просто не смогли управляться с собаками, и, скорее всего, он был прав. В результате пони погибли от морозов и недостатка пищи, и людям Скотта пришлось самим тащить сани.
Кроме этого, все норвежцы отменно ходили на лыжах, в отличие от англичан. Вот эти лыжи вместе со снегоступами на переборке внутри "Фрама". Длина лыж составляет 2,5 метра - Амундсен нарочно взял лыжи длиннее обычных, зная о бездонных трещинах, замаскированных снегом, на ледниках Антарктиды.
Амундсен на лыжах и на собаках продвигался к цели с минимальными затратами сил и первым пришёл к полюсу. Помня "доказательства" Пири, норвежец набрал с собой самых совершенных навигационных инструментов, люди в его команде умели с ними обращаться, и заодно норвежцы "сбегали" от полюса на 20 км ещё в три стороны, для профилактики будущих возражений.
Англичане пришли на полюс и нашли вот эту палатку с письмом Амундсена. На обратном пути сам Скотт и несколько членов его команды погибли: кроме всего прочего, у них вылилось горючее, так что они не могли даже растопить снег. А "Фрам доставил норвежскую экспедицию к берегам Антарктиды и спустя два года принял победителей на борт.
Неудивительно, что "Фрам" стал национальной гордостью Норвегии. Для него построен музей со стеклянным куполом. Посетители могут подняться на борт, пройти по палубе и по помещениям, которые были свидетелями подвигов великих полярников.
Адрес музея: Bygdøynesveien, 39, Oslo, Norge
PS Грустно и забавно, но в Норвегии многие уверены, что Амундсен открыл не полюс, а Антарктиду, хотя это в 1819-21 годах сделали наши мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев на шлюпах "Восток" и "Мирный".
Галина Погодина