Интересная фамилия у этого художника: Петров-Водкин. Впервые, ещё в студенчестве, обратила внимание на него из-за такой фамилии. Долго считала, что это псевдоним, а несколько лет назад в Третьяковке от экскурсовода узнала, что это его настоящая фамилия. И получил он её от своих предков, а тем она досталась вполне заслуженно. Дед художника был известен в их небольшом городке Хвалынске, как сапожник и пьяница. Люди его и прозвали Петров-Водкин. Ну а потом прозвище стало фамилией. Сын его, Сергей, отец художника, тоже был сапожником, но ничего хмельного и в рот не брал. Был абсолютным трезвенником, а удивительная фамилия осталась и пошла дальше, потомкам. И прославил её Кузьма на весь мир.
Это удивительно. Но удивительно и то, что судьба вознесла мальчишку из глубинки, из никому неизвестного городка на Волге на непреодолимую для других, высоту. Как он вообще мог стать художником, а тем более, самым знаменитым ХХ века? Внук сапожника-пьяницы, сын сапожника… Не было никаких предпосылок, и в семье его никто этим не увлекался.
А городок Хвалынск и сегодня существует, но известен лишь тем, что это родина Кузьмы Петрова Водкина.
Быть художником не входило в планы Кузьмы. Но случилось так, что провалив экзамен в железнодорожное училище в Самаре, Кузя сдал документы в «классы живописи и рисования», объявление о которых он случайно увидел по дороге на экзамен. Видно, сама судьба выставила ему это послание. Приняли его на обучение и руководитель классов, некто Бурков, сразу заметил пятнадцатилетнего талантливого мальчика и принял в нём участие. Именно Буркову Кузьма обязан тем, что стал художником. Но не удалось закончить классы Петрову-Водкину, умер учитель, и мальчик вынужден был вернуться в свой Хвалынск.
Но новая удача. Недалеко от Хвалынска строила барский дом некая госпожа. Строительство шло по проекту известного архитектора Р.Мельцера, ему-то и попали несколько Кузиных рисунков. Архитектор пришёл в восторг, он увёз талантливого парня в Петербург и устроил в училище живописи Штиглица. Оно существует и сейчас и называется училищем Мухиной.
Но это училище быстро исчерпало свои возможности и Петров-Водкин понял, что ему уже здесь делать нечего и он поступает в знаменитое Московское училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Оно и сейчас находится в конце Мясницкой у Чистых прудов. Его учителями были Серов, Левиан, Коровин, а учился он вместе с будущими известными художниками такими, как Ларионов, Кузнецов, Сарьян, Машков и др.
Его называли деревенщиной, намекая на глухомань из которой он родом, а также на семью сапожника. Да и лицо у Кузьмы было слишком простецкое, далеко не интеллектуальное. А он, как далеко не многие художники, образование получил отменное, он был в то время одним из самых образованных по части живописи людей. Кроме двух лучших художественных заведений наших столиц, Петров-Водкин провёл несколько лет в западных столицах и постигал секреты живописи в лучших музеях.
Удивительно, но впервые Петров-Водкин посетил Европу на велосипеде. Трудно это представить, но это так. А между тем, велосипед того времени был далеко не таким, какой он сейчас.
Кто был в Третьяковке, не мог не заметить и не подойти к картине «Купание красного коня», которую написал Кузьма Петров-Водкин. Интересная картина. И всегда думаешь, ну почему же конь такой красный? Не бывает же таких в природе! Что хотел сказать этим Художник?
Многие считают, и я так думала, что Красный конь это предвестник Революции. Но картина написана в 1912 году, задолго до Революции и даже до Первой Мировой войны. Как говорил сам Кузьма Петров-Водкин, когда началась Первая Мировая война, искусствоведы начали говорить: «Вот, что значит Красный конь!» А когда началась Революция СМИ увидели и отметили связь её с картиной и Красным конём.
А у художника первоначально не было замысла сделать своего коня красным. Он просто хотел написать как мальчишки купают своих коней и цвет коня первоначально был гнедым. .И у Красного коня был прототип – гнедой конь по имени Мальчик. Вот как о нём пишет сам художник:
"В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. И я начал писать купание вообще»
Юноша на коне тоже реальный, это один из учеников художника, Сергей Калмыков. Петров-Водкин увековечил его имя. Именно Сергей и вдохновил Художника на создание этого шедевра. Серёжа написал ученическую работу - картину, изображавшую купание красных коней.
У картины непростая история. Через два года поле написания, картина участвовала в «Балтийской выставке» в Швеции, где Художнику король страны вручил медаль и грамоту. Но последовавшая Первая Мировая война, а потом февральская смута, революция и гражданская война, отодвинули возвращение картины в нашу страну. Вернули её лишь 1950 году вдове Художника, которая продала её московской собирательнице картин по фамилии Басевич. .В свою очередь, в 1961 году Басевич преподнесла шедевр в дар Третьяковке.
.Сейчас знаменитая картина «Купание красного коня» находится в Новой Третьяковке, на Крымском валу.
Вот такой след оставил Кузьма Петров-Водкин из глухой провинции, став знаменитым вопреки происхождению. Он был поистине русским Художником, и каждая его картина это воплощение национального русского мироощущения.
Картины Кузьмы Петрова-Водкина - наше национальное достояние.