Найти тему
Принцип Шаймпфлюга

Художественная фотосъёмка на рентгеновскую плёнку

1. Предисловие, в котором отвечаем на два важных вопроса.

Идея использовать при аналоговой фотосъёмке рентгенографическую плёнку вместо обычной не нова, как не нова идея использования вообще любых нестандартных фотоматериалов в художественной фотографии. И тут может возникнуть справедливый вопрос: зачем снимать на рентгенографическую плёнку, когда есть обычная? Чтобы разобраться с этим, зададим себе ещё один вопрос: почему энтузиасты и приверженцы аналоговой фотографии предпочитают непростой путь гораздо более доступной и относительно несложной цифровой альтернативе? Резонный вопрос. Мы вечно в поиске и ищем уникальные решения для заурядных, обыденных задач. Нажать на кнопку мобилокамеры, чтобы получить через секунду на экране готовый конечный вариант – заурядно и обыденно. Для собаку съевших на классическом желатиносеребряном процессе заурядно и обыденно проявлять узкую плёнку в стандартном проявителе и печатать негативы на стандартных бромосеребряных бумагах обычного стандартного размера. Такие люди ищут вдохновения в среднем и большом форматах, в кросс-процессах, в ломографии, в альтернативных процессах съёмки и печати. И вот здесь, именно в этом месте, идея использования рентгеновской плёнки в художественных, отнюдь не в медицинских целях уже не кажется чертовски дикой и бестолковой. Это не каждому дано, но тем кому дано, прекрасно осознают и понимают потенциал ещё одного способа сделать задачу ребусом.

Большой формат на пленэре.
Большой формат на пленэре.

2. Х-лучи добра: таинственный свет, спасающий жизни.

История появления X-лучей, как я про них понимаю, это история по-настоящему сенсационного открытия. Хотя Вильгельм Конрад Рентген тихим вечером 8 ноября 1895 года и не представлял, что наблюдая тени своих костей, он начинает первую страницу ещё не названной и не придуманной науки рентгенодиагностики. Впрочем, открытие не было случайным, и Вильгельм тайком надеялся, что исходящее из катодной трубки излучение, заставляющее светиться экран из цианоплатината бария, потянет на нобелевку. Так оно и вышло. Но это было после, а вначале, спустя несколько недель после доклада Рентгена научному сообществу, газеты запестрели жареными новостями из мира физики. Тут же в спешном порядке начали проводиться исследования по использованию новой лучевой энергии для получения золотого слитка из свинцовой чушки. И если б только это. Икс-лучами снабжали театральные бинокли и даже особые оптические инструменты для «раздевания» прохожих. Одна лондонская фирма рекламировала нижнее белье, способное предохранять от незаконного «проникновения». Другая фирма предлагала головные приборы, защищающие от чтения мыслей посторонними.

Так что собой представляют загадочные икс-лучи? Главное, что мы должны знать о них, что это электромагнитное излучение. По длине волны рентген находится где-то аккурат между ультрафиолетовым и гамма-излучениями. Так что, когда мы говорим, что рентген почти то же самое, что и радиация, мы не кривим душой. Рентгеновское излучение поглощают различные материалы неорганической природы, а также живые биологические ткани, причём каждый это делает по-своему. Как и радиоактивное, рентгеновское излучение (вернее то, что остаётся от него после прохождения препятствия) можно регистрировать. Что это даёт? На самом деле, очень многое! Например, можно узнать, что внутри человека, найти дефекты в сварном шве, узнать структуру вещества, попытаться убить опухоль и даже «увидеть» в особый телескоп чёрные дыры, квазары и нейтронные звёзды. Однако нам интересна только одна полезная особенность икс-излучения, о которой знал Вильгельм. Это способность засвечивать броможелатиновую сухую фотопластинку.

3. Художественная рентгенография: чайнворд для пытливых умов.

Проекция биологических объектов при помощи рентгеновских лучей на прозрачный гибкий материал, покрытый суспензией бромистого серебра в коллоидном растворе фотографического желатина, позволяет изображение записывать. В дальнейшем снимок даёт возможность диагностировать, контролировать и лечить болезнь. Изначально по своим физическим свойствам галогениды серебра чувствительны ко всему коротковолновому диапазону, включая ультрафиолет и часть видимого спектра до 500 нм, что соответствует сине-голубым лучам. Многие современные светорентгеночувствительные материалы сенсибилизируют дополнительно к спектру с длиной волны 500-565 нм, что соответствует зелёному цвету (например, Kodak MXG Film). Зачем это необходимо, ведь материал уже обладает чувствительностью к рентгеновскому спектру излучения? А вот зачем! Задача врача-рентгенолога максимально снизить дозу облучения для пациента, но при этом не потерять в качестве изображения, а точнее, в его информативности. Высокая чувствительность пленки при высокой её контрастности значительно снижает лучевую нагрузку. Так что стоящая перед производителем задача – это получить высокочувствительный и контрастно работающий материал. Но даже в этом случае для снижения потенциальных рисков и последствий для здоровья как пациента, так и обслуживающего персонала (рентген-лаборанты, врачи-рентгенологи), дозу облучения приходится снижать до пороговых значений, когда уже не выполняются необходимые денситометрические условия по нормальному набору оптической плотности материала. Иными словами, мы застреваем на первом пологом участке характеристической кривой, практически не двигаясь по оси ординат D (оптическая плотность).

График зависимости оптической плотности D от интенсивности освещённости светочувствительных материалов, выражаемая т.н. характеристической кривой.
График зависимости оптической плотности D от интенсивности освещённости светочувствительных материалов, выражаемая т.н. характеристической кривой.

Для увеличения плотности почернения плёнки, зависящей исключительно от количества восстановленных зёрен бромистого серебра, производители идут на различные ухищрения, с тем чтобы добиться приемлемых значений D. Наиболее эффективно себя зарекомендовали флуоресцентные экраны, светящиеся голубым (синим) и зелёным светом при облучении их рентгеном. Именно свечение экранов позволяет увеличивать оптическую плотность и, в конечном счёте, регистрировать на плёнке изображение внутренних систем и органов человека. Зелёноизлучающие экраны в сравнении в синеизлучающими уменьшают нагрузки по коротковолновому излучению на четверть, то есть они более безопасны. Теперь понятно, да.

Характеристическая кривая рентгеновской плёнки прямого экспонирования (криваяА) и системы "экран-плёнка" (кривая В). Время прямого экспонирования увеличено примерно в 10 раз для удобства сравнения формы обеих кривых. Из графика видно, что обе плёнки имеют одну и ту же плотность вуали и D max.
Характеристическая кривая рентгеновской плёнки прямого экспонирования (криваяА) и системы "экран-плёнка" (кривая В). Время прямого экспонирования увеличено примерно в 10 раз для удобства сравнения формы обеих кривых. Из графика видно, что обе плёнки имеют одну и ту же плотность вуали и D max.

Раз мы имеем дело, по сути, с ортохроматическими светочувствительными материалами, изготовленными из тех же компонентов, что и фотоплёнки для художественных съёмок, то, очевидно, дальнейшие манипуляции с проявкой рентгенографических материалов будут мало чем отличаться от обычных процессов черно-белой фотографии. На самом деле, стандарт лабораторной обработки D-76 в проявочных рентген-процессорах не используют, но лишь только потому, что D-76 изначально разработан для поточной обработки рулонных фотоплёнок. Сейчас этот процесс любители здорово приручили и прекрасно обходятся без громоздких баков с термостатами. Если вы попробуете проявить рентгенографическую плёнку в проявителе D-76, а затем обработать её любым фиксажем, у вас, скорее всего, всё выйдет хорошо, и это даже нельзя будет назвать примером кросс-процесса. Ровно те же процессы с использованием ровно тех же реактивов, происходят в проявочных рентген-процессорах, но – в других режимах и с другими концентрациями. Вот и вся разница.

Настало время поговорить и о принципиальных отличиях рентгенографических и классических светоматериалов.

Говоря о фотоматериалах, нельзя не упомянуть о таком понятии, как разрешающая способность плёнки. У высокоразрешающих технических плёнок фирмы Fuji серии IX-50, предназначенных для рентгенографических исследований, этот показатель достигает 30 линий на миллиметр (лучший показатель в своём классе). Прежде чем решить, много это или мало, разберёмся с самим понятием разрешения плёнки. Что это такое? Разрешение серебросодержащих светочувствительных материалов измеряется в линиях на миллиметр. Эти линии представляют собой пары чёрных и белых линий, которые также известны как линейные пары на единицу площади. Изображение фиксируется на плёнке естественным образом, без компьютерной обработки и интерполяции. Вы всегда видите столько же деталей на негативе, сколько их есть на самом деле. Большинство людей приравнивают понятие разрешающей способности к количеству мегапикселов. Если мы говорим про регистрацию изображения на фотохимических приёмниках, то это подход неправильный. Помните, в эпоху холиваров плёнка vs цифра, спорящие часто пытались оперировать таким понятием, как «мегапиксельность» кадра? Термин «мегапиксельность» выглядит уместным, если мы говорим про АЦП, то есть ситуацию, когда аналоговую регистрацию на плёнке пытаемся преобразовать сканером в нули и единицы. Однако нам всё же удобнее говорить о пресловутых мегапикселах, нежели о парных линиях. Kenny Rockwell нашёл элегантный выход из ситуации и предложил хорошо упрощённую формулу, чтобы сделать сравнение более наглядным. Разберём на примере уже упомянутой Fuji IX-50. Тридцать пар линий на миллиметр – это 60 линий на миллиметр в одном направлении. Если мы рассматриваем квадратный миллиметр на плёнке, то получаем 60х60= 3600 пикселов, или 0,0036 Мпикс. Кажется, немного. Действительно, если сравнить IX-50 с 35-миллиметровой слайдовой плёнкой Provia 100F того же производителя и заглянуть в её технический сертификат, то можно убедиться, что разрешение последней выше. Fujifilm приводит значения сразу для двух позиций контраста 1.6:1 и 1000:1 – 60 и 140 линий/мм соответственно. Даже ориентируясь на сверхнизкий контраст 1,6:1, мы всё равно получаем цифру, по крайней мере, вдвое большую. Так ли это критично? На самом деле, нет. Чтобы это объяснить, обратимся снова к «мегапиксельности» кадра и займёмся расчётами. Несложно подсчитать, что 35-миллиметровая Provia 100F даст нам 12,4 не цифровых – аналоговых! – мегапиксела. Для сравнения их с цифровыми, надо, как минимум, это значение для ЦФ камер и сканеров умножить на три, поскольку каждый «пиксел» плёнки будет иметь полную палитру, в отличие от чёрно-белых сенсоров камеры/сканера, покрытых трёхцветным фильтром Байера, и потому фактически работающих на одну треть разрешающей способности. Поскольку рентгенография для художественной фотосъёмки имеет смысл только на формате от 4х5" или 9х12 см (крупный формат), очевидно, что более крупная площадь материала с лихвой компенсирует недостаток сравнительно невысокой разрешающей способности рентгеновских материалов. Несложные подсчёты позволяют это доказать. Так, для формата 4х5 дюймов: 12903 кв.мм х 0,0036 Мпикс = 46,5 Мпикс; для формата 9х12 см: 10800 кв.мм х 0,0036 Мпикс = 38,9 Мпикс. И это будет вполне честные, не интерполированные мегапикселы.

Гораздо менее приятная вещь – контрастность. С увеличением контрастности рентгенографических плёнок создаются благоприятные предпосылки для получения высокоинформативных снимков при низких и сверхнизких лучевых нагрузках. Помните, мы уже говорили об этом. Кажется, да. Упоминая контрастность, в рентгенографии оперируют термином G. Значение G показывает во сколько раз данный материал усиливает естественную контрастность исследуемого объекта. В российской практике используют рентгенографическую плёнку со значением G около 3,5. Это сопоставимо с отечественными немультиконтрастными фотобумагами типа «Славич», правда, с единственным отличием: характеристическая кривая бумаги нас мало лимитирует, поскольку при печати всегда доступны маски. Маскирование при фотосъемке технически неосуществимо, поэтому мы имеем ровно то, что имеем. И с этим приходится мириться и как-то жить.

Обработка в проявителе СТ-1. Снимок вышел высококонтрастным. Плёнка Agfa Structurix f8.
Обработка в проявителе СТ-1. Снимок вышел высококонтрастным. Плёнка Agfa Structurix f8.

Контрастно работающий материал не столько причина, сколько следствие сразу двух серьёзных проблем. Одна из них – узкая фотографическая широта. Кто-то возразит, что это не проблема. Методы увеличения фотошироты в химической фотографии действительно имеются. Их немного, но они есть. Мне, по крайней мере, известен один. Так, например, если пленку сначала переэкспонировать, а затем недопроявить, широта увеличится, а контраст уменьшится. Казалось бы, в нашем случае ровно то, что нужно. Двух зайцев одним выстрелом, но... Но! К сожалению, этот метод для рентгеночувствительных материала неприменим, во всяком случае, применим крайне мало и плохо. И вот здесь самое время озвучить вторую серьёзную проблему: малая экспозиционная широта.

Помедитируем над прочитанным. Фото- и экспоширота относятся к сенситометрическим характеристикам фотоматериалов. Это, безусловно, параметры взаимосвязанные, но отнюдь не взаимозаменяемые. Если снова обратиться к графику характеристической кривой с отложенным на оси абсцисс десятичным логарифмом количества освещения, то мы увидим, что линейная область, отвечающая нормальному интервалу экспозиций там чрезвычайно мала. Это участок собственно и отвечает за фотографическую широту. Это значит, что в пределах данного интервала обеспечивается условие пропорциональной передачи яркостей объекта съёмки без изменения контраста. Поскольку мал линейный интервал ХК, то мала и сама фотоширота. Об ограниченности экспозиционной широты говорит тот факт, что область передержек (верхний криволинейный участок ХК) почти сразу переходит в область насыщения (второй пологий участок ХК). Необходимо принять к сведению тот факт, что проэкспонировать такой материал «на глазок» сложно и вообще не всегда возможно. Материалы с узкой экспоширотой не прощают ошибок экспозиции.

По этой же причине пушпульные процессы с повышением и понижением номинальной светочувствительности здесь неприменимы. Они просто не работают. Чуть больше танцев с бубнами уместны, когда мы снова обращаемся к контрасту снимка. Уровень контраста отчасти регулируется технологией проявления и печати негатива. Самый простой способ понижения контрастности изображения – использование выравнивающих проявителей. Здесь можно и нужно дать несколько рекомендаций. Прекрасно подойдут метоловые или метол-гидрохиноновые проявители, такие, как Д-23 без щёлочи или ЦНИИГАиК. Последний специально разрабатывался институтом геодезии, аэросъёмки и картографии под задачи корректировки очень контрастных объектов съёмки. Обе рецептуры проявляющих растворов представлены в «Фоторецептурном справочнике для фотолюбителей» под редакцией Микулина и легко находимы в интернете. Подойдёт и более доступный, давно уж ставший классикой Д-76, при условии разбавления его водой в соотношении 1:1 или 1:2. Строго говоря, если проявитель составляется самостоятельно, то за основу можно взять практически любой слабощелочной, желательно забуференный проявитель, разбавив его водой в полтора-два раза и заменив бромид калия на бензотриазол, либо полностью исключив из рецептуры оба антивуалента. Обязателен визуальный контроль проявки. Поскольку тёмно-красный свет лабораторного фонаря субъективно искажает оптическую плотность негатива и изображение нам кажется плотнее и контрастнее, чем есть на самом деле, рекомендуется руководствоваться следующим правилом. Зафиксируйте с секундомером время от начала погружения материала в проявляющий раствор до появления первого почернения наиболее проэкспонированных областей. Трёхкратное время и будет равняться нормальному времени проявления для данного материала и химии. Правило работает в рабочем интервале температур от 18 до 27 градусов Цельсия, однако советую во избежание образования вуали (особенно без использования бензотриазола) использовать температуру проявляющего раствора не выше 20 градусов.

Другой немаловажный момент, это необходимость химической обработки эмульсионного слоя с целью придания ему дополнительной механической прочности. В противном случае в процессе обработки фотослоя неизбежны повреждения (царапины). В случае кюветного проявления, нежный желатиновый слой рекомендуется поддубливать ещё до стадии проявления 8%-ным раствором сульфата магния или натрия. Сернокислый натрий можно вводить и в проявляющий раствор в количестве не более 2%. Он является главным компонентом тропических проявителей, где применяется главным образом для уменьшения набухания и размягчения эмульсии. Однако необходимо помнить, что сульфаты щелочных металлов сильно замедляют проявление, по сути, являясь прерывателями процесса. Поэтому в случае бачкового проявления удобнее и практичнее дубить желатиновый слой на стадии фиксирования или прерывания проявки, для чего вводить в фиксирующий или «стоповый» раствор хромо- и алюмокалиевые квасцы. Последние работают хуже (требуется больше), но они менее токсичны и, пожалуй, более доступны. Фиксаж обязательно подкислять. В кислой среде процесс дубления проходит веселее.

4. За и против. Подведение итогов.

Теперь, когда мы столько знаем о рентгеночувствительных материалах, можно выделить и сформулировать преимущества и недостатки техники съёмки на рентгенографическую плёнку.

+

  • возможность обработки в стандартной фотохимии
  • удобство зарядки и контроль проявки при неактиничном свете
  • сопоставимая с обычными светоматериалами чувствительность (от 80 до 200 ед. ASA)
  • допускает обращение (реверсивный процесс с получением позитивного изображения)
  • допускает контратипирование (дублирование фотографического изображения)

И вишенка на торте. В силу недороговизны рентгеновских плёнок, такие фотоматериалы могут составлять конкуренцию по стоимости обычным фотографическим плёнкам (в 4-8 раз дешевле) и, по сути, служить их дешёвой альтернативой. Однако не будет при этом забывать про ряд ограничений, а именно:

  • невысокий уровень фотографической широты
  • невысокий уровень экспозиционной широты
  • высокий уровень контраста
  • низкотолерантный к мех.воздействиям эмульсионный слой
  • материал не панхроматический
  • сниженная разрешающая способность
  • принципиальная невозможность проведения процессов push&pull
  • окрашенный слой полиэфирной основы (подложки).

Текст: Антон Евтушенко Фото: Антон Евтушенко